Скромный любимец публики. К 100-летию со дня рождения Анатолия Папанова


GLP

31 октября исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Папанова. Рассказываем, каким любимый всеми артист был на экране и в жизни.

Его не "спрятать" ни под каким гримом. Хотя, говорят, Папанов грим очень любил и всегда старательно создавал им визуальный образ и в театре, и в кино. Сам Анатолий Дмитриевич вспоминал, что его впервые поставили на сцену в трехлетнем возрасте – папа в любительском театре. Поэтому как бы шутя говорил: "Я – актер с довоенным стажем".

А в приемную комиссию ГИТИСа комиссованный с фронта по ранению Анатолий Папанов пришел с палочкой. 1943 год. И его взяли сразу на второй курс. И довольно скоро весь институт сбегался на показы, где играл студент Папанов, а худрук ГИТИСа, актер Михаил Тарханов говорил ему: "Ну, это ты, братец, брось так играть! Так только в театре Сатиры играют!"

"Вот за этим столиком гримировался мой папа, Но я должна сказать – здесь я была частенько, потому что, когда умер папа, на этом месте, за этим гримировальным столиком гримировалась моя мама, заслуженная артистка России Надежда Юрьевна Коротаева. Я очень люблю его работы по чеховским произведениям, я очень люблю фильм в "В городе С.", это по рассказу Чехова "Ионыч". Мне нравится его работа доктора Самойленко в фильме "Плохой хороший человек", – заметила актриса Елена Папанова.

Его яркая роль – комбриг Серпилин в фильме "Живые и мертвые". К "серьезным" можно отнести и роль скульптора в "Приходите завтра", и роль доброго главврача из роддома в "Детях Дон Кихота", и, конечно, "Белорусский вокзал".

Папанова звали на драматическую сцену. В Малый театр. "Нет-нет, я однолюб – у меня одна жена, один театр", – говорил артист. Кажется, что перед нами кадр из "12 стульев" постановки Марка Захарова, но это именно театральный вариант. Здесь – в дуэте со Спартаком Мишулиным.

Но не театральный, а кинозритель, конечно, влюблен в тех персонажей, которых сам Анатолий Дмитриевич не очень любил. Рязановский Семен Васильевич и легендарный Лелик.

Интеллигентный, образованный, скромный Папанов выговаривал Гайдаю: "Что же вы из Лелика такого идиота делаете?" А Гайдай отвечал: "Народу понравится". Примирил Никулин: "Толя, мы же с тобой клоуны, давай поиграем".

В конце концов, после этих фильмов люди еще больше шли в Театр Сатиры. А после мультфильмов Ростислав Плятт шутил: "Толя, вы забрали у нас всех волков в стране".

"Были мы на гастролях в Виннице. Жарко, сытно, проводы. А в Виннице лежит забальзамированный Пирогов. И он совершенно как живой. И вот уезжаем, и на перроне машут. И скандируют: "Приезжайте к нам еще! Приезжайте!" Толик кричит: "Обязательно приеду! У вас потрясающе бальзамируют!" Вот в этом весь Толечка", – рассказал Александр Ширвиндт.

"Очень такой непосредственный. Простой. Он вообще не равнодушный человек, Поэтому его нельзя забыть. Толю…" – вспоминает Вера Васильева.

Его и не забывают. Хотя прошло 35 лет после съемок последней роли – Копалыча из фильма "Холодное лето пятьдесят третьего…".

Его чествуют сегодня в родной Вязьме – здесь проходит фестиваль. Его вспоминают в Театре Сатиры. Папанов здесь навсегда. А Мосфильм хранит ту самую "Волгу" – "Такси на Дубровку" и костюм Лелика, пошитый в спеццехе киностудии. Героя, которого Папанов не очень жаловал, но так любим мы.

"Вести"

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.

Следите за новостями кино и индустрии в "Киноблоге" платформы "Смотрим": трейлеры и подборки, топ фильмов и сериалов, эксклюзивы и бэкстейджи.