Обыкновенное чудо
"Обыкновенное чудо" – сказка наоборот, немного грустная, трогательная и одновременно смешная экранизация пьесы Евгения Шварца. Однажды Волшебник (Олег Янковский), чтобы развлечь себя и свою жену (Ирина Купченко), превратил медведя в человека и сказал, что юноша (Александр Абдулов) вновь вернется к звериному облику лишь тогда, когда его поцелует прекрасная Принцесса (Евгения Симонова). Волшебнику все подвластно, и он сделал так, чтобы Король (Евгений Леонов), проезжавший мимо с дочерью и придворными, решил остановиться у него. Встреча Медведя и Принцессы неминуема...
Перед началом съемок Олега Янковского сразил сердечный приступ, и он оказался в реанимации. Переживая, что он может подвести остальных, актер предложил найти ему замену. "Нет. С вами я не расстанусь. Будем ждать", – твердо сказал Марк Захаров. И действительно, сейчас невозможно представить другого актера в роли Волшебника. Кстати, в роли Короля Захаров также видел только "ленкомовского" актера – Евгения Леонова.
Принцессу и Медведя искали долго. На роль главного героя пробовались Валерий Шальных, Евгений Меньшов, Евгений Герасимов, но режиссер отстоял кандидатуру Абдулова перед руководством. А корону "примеряли" Лариса Удовиченко, Вера Глаголева, Евгения Глушенко, Марина Яковлева, и все же роль досталась Евгении Симоновой.
Формула любви
Картина "Формула любви" снята по мотивам повести Алексея Толстого "Граф Калиостро". По России в конце XVIII века странствует таинственный граф Калиостро, которого считают великим чародеем. Его сопровождает преданная свита. Граф пытается сбежать от погони, пущенной по его следу князем Потемкиным, а также упорно ищет "формулу" самого светлого чувства – любви...
Марк Захаров сразу видел в главной роли Нодара Мгалоблишвили, и, когда актер был в Москве на гастролях, зашел к нему в гримерку и передал сценарий. Сначала Мгалоблишвили отказался: он считал, что не знает русский язык достаточно хорошо, чтобы играть наравне с остальными. Но Захаров нашел выход из ситуации – в результате актера дублировал Армен Джигарханян. Елена Валюшкина, которой предложили роль Марии, отказалась. Начинающая актриса собиралась отправиться отдыхать, но помощники режиссера объяснили ей, что съемки у Захарова важнее любого отпуска.
Наверняка даже те, кто не смотрел фильм, хотя бы раз слышали "Неаполитанскую песенку" в исполнении Александра Абдулова и Семена Фарады. Геннадий Гладков быстро сочинил мелодию, но требовалось еще и придумать текст. "Когда-то в консерватории мы изучали итальянские термины, и я запомнил выражение "уно моменто". Ну и стал на эту тему сочинять музыку. Захаров покатывался от смеха", – вспоминал композитор. Получившуюся абракадабру из итальянских слов слегка подкорректировали, и вскоре песня была готова.
Тот самый Мюнхгаузен
"Тот самый Мюнхгаузен" – трагикомическая фантазия о жизни, любви и смерти знаменитого барона, действительно жившего в XVIII веке в Германии. Мюнхгаузен стал литературным персонажем благодаря Рудольфу Эриху Распе, выпустившему сборник рассказов о его удивительных путешествиях и приключениях. Источником для сценария фильма послужила пьеса "Самый правдивый" Григория Горина.
В главной роли Марк Захаров видел Олега Янковского, но худсовет киностудии считал, что актер слишком молод, чтобы убедительно воплотить на экране человека, у которого уже есть взрослый сын. Ведь Янковскому было всего 35 лет. И все же Захарову удалось отстоять своего кандидата, о чем впоследствии никто не пожалел.
"Мюнхгаузен – мудрый и умелый шут, который вселяет в людей радостную веру в то, что чудеса могут становиться реальностью. Но встречает непонимание большинства. А люди, которые не вписываются в большинство, лично меня всегда интересовали", – объяснял в одном из интервью свой интерес к герою Марк Захаров.
Марту – возлюбленную барона – сыграла Елена Коренева. Изначально Захаров хотел, чтобы снималась Татьяна Догилева, но ее кандидатуру не одобрил худсовет. Также в пробах участвовала Ирина Мазуркевич.
12 стульев
Музыкальный фильм "12 стульев", снятый на основе романа Ильфа и Петрова, вышел через пять лет после первой экранизации книги. Ходили слухи, что между Гайдаем и Захаровым возник конфликт, но режиссер опроверг их в одном из интервью.
"Когда решил снимать этот фильм, сознательно хотел уйти от штампов советского кинематографа, от его традиций. Поэтому сделал некое литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блоками, исполненными Зиновием Гердтом", – говорил Марк Захаров.
Режиссер не искал исполнителей главных ролей. Ему было сразу понятно, что Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича "Кису" Воробьянинова должны играть Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Отношения актеров поначалу не складывались. Папанов даже жаловался режиссеру, что Миронов, мол "пороху в жизни не нюхал". Но позднее артист сменил гнев на милость. Актерский тандем получился ярким, фразы героев стали крылатыми, а песни обрели статус шлягеров.
Дом, который построил Свифт
Картина "Дом, который построил Свифт" снята по одноименной пьесе Григория Горина. В основе фильма лежат факты из жизни знаменитого писателя, автора "Путешествий Гулливера", но биографической точности от нее ждать не стоит.
В течение пяти лет в Дублине ежегодно проходят похороны писателя и философа Джонатана Свифта (Олег Янковский), на самом деле живого, но принявшего обет молчания. Опекунский совет направляет к нему врача для освидетельствования "неудобного гения". Молодой доктор Ричард Симпсон (Александр Абдулов) оказывается в удивительном доме писателя, где реальность перетекает в фантазию.
Ирина Селиверстова, "Смотрим"