И к этому примирению двух гениев народный артист России, художественный руководитель театра "У Никитских ворот" Марк Розовский имел самое непосредственное отношение.
Как известно, в 1970 году когда Олег Ефремов ушел из "Современника" во МХАТ, многие актеры ему этого не простили. Олег Табаков тогда был тогда директором "Современника" и по примеру коллег тоже перестал общаться с "перебежчиком". Однако, это было скорее вынужденно, потому что, как заметил Марк Розовский, артисты, которые долгие годы работали вместе, на самом деле не могли друг без друга.
Пауза в общении завершилась в 1983 году, когда Марк Розовский стал работать над постановкой спектакля "Амадей" на сцене Московского театра "Современник".
"Когда возник вопрос: кому играть в "Амадее", я возьми и скажи, чтобы роль Сальери играл Табаков. Олег Николаевич на меня так посмотрел, хмыкнул и сказал в присущей ему иронической манере: "Ну если ты договоришься"... Я сказал ему: "Я договорился". Конечно, я сблефовал. Это, честное слово, был первый раз в моей жизни, но у меня выбора не было, я, действительно, хотел, чтобы Табаков играл Сальери", – подчеркнул Марк Розовский.
И в этот же вечер режиссер "рванул" на квартиру Олега Табакова. Ему открыла Люся Крылова, тогдашняя супруга актера.
"Я ей говорю: "Я из МХАТа. Я принес пьесу и хотел бы, чтобы Олег Павлович сыграл в ней главную роль – Сальери. И вдруг появляется тут же в халате, похожий на Обломова, Олег Павлович: "А Олег Николаевич не против?". И тут я сблефовал второй раз. Я сказал: "Конечно, не против!". Он взял пьесу и на следующее утро позвонил мне домой и сказал: "Я всю ночь читал пьесу. Да, я, конечно, хочу играть!". Так что вот так – Олег Павлович пришел к Олегу Николаевичу... Вот таким путем", – вспомнил подробности режиссер и добавил: "Они, конечно, были оба счастливы невероятно. Они мечтали об этом моменте. Каждый не мог жить друг без друга. Олег Табаков и Олег Ефремов – это водой не разольешь и то, что они были вот в таком положении, состоянии несколько лет, понимаете, этим они тяготились. И вот тут я оказался тем удобным инструментом, благодаря которому эти два великих художника снова сошлись".
Постановка "Амадей", кстати, имела большой зрительский успех, а народный артист СССР Олег Табаков исполнял роль Сальери более 30 лет.
Как рождались другие известные постановки Марка Розовского? Правда ли, что его знаменитый спектакль "История лошади" в свое время украл Георгий Товстоногов? Что режиссер рассказал о своих родителях и детстве? Как смог пережить гибель жены и "Норд-Ост", во время которого среди заложников оказалась его 14-летняя дочь? Обо всем этом смотрите в программе "Судьба человека с Борисом Корчевниковым" на канале "Россия 1" и медиаплатформе "Смотрим".