Каждый Новый год – 31 декабря или 1 января – в телевизионной программе можно найти двухсерийный телефильм "Ирония судьбы, или С легким паром". Но что, если вы хотите посмотреть его прямо сейчас, не дожидаясь праздничного застолья? На медиаплатформе смотрим лирическая мелодрама Эльдара Рязанова доступна для просмотра в любое время суток прямо сейчас. До сих пор не смотрели "Иронию судьбы…"? Вам интересно, как и почему фильм обрел культовый статус? Читайте наш материл – все расскажем.
Снимали "Иронию судьбы" в Москве, правда, улица отнюдь не 3-я строителей, а проспект Вернадского. Работали сразу в двух домах – 130-м и 125-м. В фильме утверждается, что дома строились по типовому проекту (так, собственно, происходило по всему СССР), но на самом деле подобных домов возвели лишь три. На доме, который олицетворял в фильме Ленинград, ныне установлена памятная табличка – в форме портфеля с торчащим из него банным веником (это, как вы догадались, – отсылка к портфелю, который таскал с собой Женя Лукашин).
Пьесу Брагинский и Рязанов написали еще в 1969 году: как признается режиссер, чтобы заработать денег. Минимальный набор персонажей позволял ставить пьесу практически в любом советском театре. По словам Рязанова, идея пьесы родилась из чье-то реального рассказа: человек сходил 31 декабря в баню, а затем случайно угодил в другой город. Но в руках драматургов был только зачин истории – все остальное нужно было придумать. И они придумал – финальный вариант текста был готов за 2 недели. Вскоре спектакль "С легким паром" шел по всей стране. Кроме Москвы. Пьесу планировали показывать в театрах Вахтангова и Станиславского, но в силу разных причин не сложилось. В итоге, с разрешения авторов, постановкой занялись в Театре мимики и жеста. Об экранизации задумались несколько лет спустя.
Несмотря на то, что Эльдар Рязанов уже заработал себе солидную репутацию (к этому моменту на экраны вышли "Берегись автомобиля", "Зигзаг удачи", "Старики-разбойники", "Невероятные приключения итальянцев в России"), ему не удалось убедить ни одну из советских киностудий взять "Иронию судьбы" в работу. В Комитете СССР по кинематографии Рязанов получил категорический отказ. Первоначальная идея с треском провалилась: для кинотеатрального проката снимать фильм не разрешили, но вот телевидение – совсем другое дело. Председатель Комитета по радио и телевещанию Сергей Лапин решил, что раз Комитет по кинематографии отказал, то проект точно нужно брать в работу.
Этап препродакшена занял около трех месяцев: с конца сентября 1974 года по январь 1975-го. Кандидатов на главные роли Рязанов должен был предложить художественному совету Пятого творческого объединения 30 ноября 1974 года. Основная кандидатка на роль Нади – Алиса Фрейндлих – худсовету не понравилась. Рязанов пробовал на эту роль Людмилу Гурченко, Марину Меримсон, Антонину Шуранову, Тамару Дегтяреву, Светлану Немоляеву и других, но выбор свой остановил на польской актрисе Барбаре Брыльска, которую режиссера раньше видел в кинокартине "Анатомия любви". Но учитывая, что актриса с акцентом говорила по-русски (а по сюжету Надя – учитель русского языка), пришлось искать тех, чьими голосами Брыльска затем будет "петь" и "говорить" на экране.
Ипполита должен был сыграть Олег Басилашвили, но по независящим от него причинам он был вынужден покинуть проект. К этому моменту уже был отснят один из эпизодов – в котором Надя со снега подбирает со снега выброшенную Женей Лукашеным фотографию героя – на ней был именно Басилашвили. Тогда как на замену ему позднее выбрали Юрия Яковлева (сниматься он не хотел, так как был перегружен в театре, но его уговорили). От пересъемок позднее отказались, ведь к моменту, как все это было обнаружено, уже наступила весна.
Лукашина тоже отыскали не сразу – на эту роль даже претендовал Андрей Миронов (но ему не удалось убедительно отыграть опьянение, а это было основным требованием). Андрей Мягков появился на горизонте случайно, но на пробах он сразил абсолютно всех. В Худсовете даже решили, что он пришел на работу нетрезвым (и потому утверждать его на роль категорически нельзя). Собственно, эта самая убедительность впоследствии стала для Рязанова головной болью – "Иронию судьбы" различные государственные комитеты обвиняли в пропаганде пьянства (но от первоначальной идеи режиссер не отказался).
В активную стадию производства фильм перешел в январе 1975 года. 22 января, в частности, на площадке впервые появилась Барбара Брыльска (в новогоднем платье, от которого актриса была не восторге). Учитывая вынужденную замену Олега Басилашвили на Юрия Яковлева, у последнего попросту не оказалось времени примерку костюмов. Но фортуна и тут благоволила Рязанову: одежда, подготовленная для Басилашвили, отлично подошла новому исполнителю роли Ипполита.
Вопреки уверенности зрителей, что "Ирония…" снималась, так сказать, на натуре, на самом деле большая часть работы прошла в павильонах "Мосфильма". Специалисты выстроили декорации типовой квартиры, которую легко превращали то в московскую квартиру Лукашина, то ленинградскую квартиру Нади. Чтобы продемонстрировать зрителям "типовую застройку", дома, действительно, решили снимать в городе. Забавно, что для этого были выбраны отнюдь не типовые постройки, а экспериментальные многоэтажки, которых в тот момент в СССР было построено всего три. Так нужный антураж был найден в районе станции метро Юго-Западная, на проспекте Вернадского.
А сцена в бане снималась не в знаменитых Сандунах, а тоже на киностудии "Мосфильм", причем, на цокольном этаже одного из зданий, который плохо отапливался. Специалисты по простых обывателей поверить, что героям "Иронии судьбы…" было жарко, но на самом деле, сидя в простынях, они мерзли.
Но на этом проблемы команды фильма не закончились. Натурные съемки в Ленинграде оказались под угрозой – из-за отсутствия снега. Зиму изображали при помощи ваты, пены для бритья, мела и искусственного снега. А еще на площадку звонили снег из аэропорта Пулково, где он еще не весь растаял. В Москве снег был, но не было метели, поэтому ее пришлось создавать с помощью бумажных обрезков и вентилятора.
С открывающей "Иронию судьбы…" сценой тоже возникли сложности. По первоначальной задумке снимать ее планировали с высоты птичьего полета, но на вертолет бюджет выбить не смогли. Снятая сверху Москва должна была показать типовую застройку города, но вместо этого пролог был сделан в формате короткого мультфильма. Когда все было готово, фильм отправили на утверждение строгой комиссии. Принимать его не хотели – и не сразу, но Рязанов уговорил худсовет 5-го Творческого объединения дать кинокартине зеленый свет. Основные претензии, как вы понимаете, были связаны с расписанием в кадре алкогольных напитков, которое трактовалось не иначе как пропаганда пьянства. В конце декабря 1975-го Эльдара Александровича попросили приехать на "Мосфильм", чтобы отснять открывающий "Иронию судьбы…" ролик. Режиссеру надлежало объяснить зрителям, что история, рассказанная в фильме, могла произойти только под Новый год и что главный герой, угодивший в неприятности, выпивал только из-за праздника (никакой пропаганды в фильме не было и нет!). Это обращение Рязанову пришлось перезаписывать аж 31 декабря – из первой версии обращения к зрителям попросили убрать упоминание "рождественской сказки для взрослых" (ведь в СССР религиозных праздников не было) и отказаться от благодарностей в адрес советского телевидения, которые руководителями воспринимались как издевка.
Долгожданная премьера состоялась в первый день нового 1976 года в 6 часов вечера, то есть в праймтайм – когда уже все проснулись и были готовы продолжать отмечать праздник дальше. "Иронию судьбы…" тогда, действительно, посмотрела вся страна. Приятно потрясенные зрители начали отправлять на имя Рязанова телеграммы. Говорят, спустя много лет, режиссер получил еще одно письмо, которое тронуло его до глубины души. В нем неизвестная женщина благодарила Рязанова за то, что его фильм сохранил жизнь подруги. По словам написавшей, подруга решила покончить жизнь самоубийством. Она встретила Новый год в одиночестве, навела в квартире порядок, надела красивое платье, сделала маникюр… И когда все приготовления были завершены, она села в кресло, решив при этом не выключать телевизор, где в тот момент начинался фильм. Эта лирическая история произвела на подругу женщины такое впечатление, что та просто передумала делать то, что собиралась.
Согласно данным доступной в настоящее время статистики, фильм "Ирония судьбы, или С легким паром" 1 января 1976 года посмотрели около 100 млн человек, что для телевизионного эфира того времени стало рекордным показателем. Затем, когда в Комитете СССР по кинематографии поняли, что они остались не у дел, им пришлось обратиться к Рязанову с просьбой переделать фильм для показа в кинотеатрах – в итоге из двух серий суммарно вырезали около 30 минут (то есть общий хронометраж кинопрокатной версии "Иронии судьбы…" составил около 155 минут).
В декабре 2007 года режиссер Тимур Бекмамбетов представил публике вольное продолжение "Иронии судьбы…", в котором рассказывалась история детей главных героев. Юрий Яковлев, Барбара Брыльска и Андрей Мягков обеспечили преемственность, а основные роли исполнили Константин Хабенский, Елизавета Боярская и Сергей Безруков. Получился одновременно и сиквел, и ремейк, ориентированный в основном на тогдашнюю молодежную аудиторию. По итогам проката фильм Бекмамбетова заработал почти 50 млн долларов (или 1,2 млрд рублей).
В 2021-м стало известно, что права на пьесу Рязанова и Брагинского купили американцы – режиссером будущего фильма назначили россиянина Марюса Вайсберга. За основу взяли лишь сюжетную канву, убрав при этом весь советский колорит. Так история Нади и Жени превратили в классический новогодний ромком, который в нашей стране прокатывался под названием "Ирония судьбы в Голливуде" (в оригинале фильм вообще назвали одним слово – "Судьба").