Грандиозная телевизионная премьера. Завтра в 21:20 на канале "Россия 1" – новый многосерийных фильм "Шаляпин", посвященный драматической судьбе легендарного оперного баса. Захватывающий сюжет и великолепные актеры. Пропустить невозможно.
Он один такой. Царь-бас. Федор Иванович Шаляпин, фигура реальная и легендарная.
"Я не могу его даже называть артистом оперным, я бы его назвал драматическим артистом", – говорит актер Александр Горбатов.
"У него была сверхзадача, помимо славы денег – это все было, ничто человеческое ему не было чуждо, но у него была сверхзадача – русскую музыку, русскую оперу вывести на русскую сцену", – рассказывает продюсер Екатерина Жукова.
И вот, не сдерживая эмоций, достопочтенная публика аплодирует "Демону".
"В каком-то смысле можно и отцу сказать "спасибо". Даже несмотря на то, что он тиран и пьющий, но, наверное, у него такая любовь была", – считает актер Федор Добронравов.
Артистом императорских театров стал мальчик из суконной слободы. Отец поколачивал, мать жалела, сын пел в церковном хоре и шептал: "Господи, помоги мне когда-нибудь петь в театре".
– Барин ты, Федя.
– Да какой я барин, я побольше всех из народа.
– Простому народу билет не достать. Вот бесплатно бы спел!
И действительно, выступал бесплатно – тут же жалея рубль на извозчика.
"Он мог из-за рубля удавиться, а при этом отдать миллион нуждающимся. В этом такая широта души у него была, такой диапазон", – говорит актер Федор Лавров.
Федор Лавров играет Исая – преданного Санчо Пансо Шаляпина. Вместе с Федором Иванычем – персонажи своего времени, такие как артист Александринки Мамонт Дальский или оперная дива Татьяна Любатович. Эксцентричный антрепренер Михаил Лентовский в исполнении Романа Мадянова и, конечно, герои на века, узнаваемые с первого взгляда – Савва Мамонтов и Сергей Рахманинов. Два великих таланта – Константин Коровин и Федор Шаляпин – сошлись, как лед и пламень.
Дуэт двух Александров – Яценко и Горбатова – возвращается на экраны. Непростым был кастинг на роль Шаляпина – кроме роста, стати, тембра голоса нужна была и широта души русской.
"Саша очень чуткий и эмоциональный актер. Когда у него нервная сцена, это передается всей группе", – рассказал режиссер Егор Анашкин.
Вот так: объятиями, подарками, фотографиями отмечали "шапку" – так киношники называют заключительный съемочный день.
Для непридуманной истории великого русского баса и декорации не нужны: крутые берега Волги-матушки, древние храмы, старинные усадьбы – кинопутешествие длиною в год. Съемочная группа заканчивает в Тутаеве. Вслед за Шаляпиным городов объехали немало! Рыночную площадь раскинули на невском берегу, репинские пенаты подошли для дачных посиделок. В Петербурге засыпали песком Банковский переулок, кричали "мотор" во Владимирском дворце, а на Витебском вокзале пыхтел настоящий паровоз. В Москве ночами работали на исторической сцене Большого театра.
"Если говорить о колорите, то холодный, не теплый. А этот момент Серебряного века, начала XX века – удивительный по красоте изяществу", – отметил художник-постановщик Александр Загоскин.
"Борис Годунов", исполненный Шаляпиным, принес опере Мусоргского мировую славу. Голос экранному герою подарил Ильдар Абдразаков.
"Каждый выход – это было действие такое, что люди, когда он пел "Вон там в углу колышется..." из "Бориса Годунова", люди сидели в зале и оборачивались, как будто там кто-то был", – вспоминает Абдразаков.
"Он не служит музыке, он заставляет музыку служить себе", писали о Шаляпине европейские газеты. И только сцене бас был верен до конца.
"Неоднозначные факты его биографии не доминируют над его талантом и заслугами перед страной. Талант – всегда сложносочиненный организм", – отмечает актриса Юлия Снигирь.
Снигирь в роли Марии Петцольд, второй жены Шаляпина. Между женщинами и городами он разрывался. Мария в Петербурге. В Москве ждала первая жена, итальянская балерина Иола Торнаги. Фейерверк страстей, водоворот событий: судьба Шаляпина и есть захватывающий сценарий.
В феврале 1918-го он отвечал репортеру одной из газет: "Утрясется все, образуется. Верить только надо в жизнь, в Россию. Я верю".