Сегодня знаменитую картину Леонида Гайдая невозможно представить без любимой "Песенки о медведях". И мало кто знает, что на этапе работы над картиной режиссер забраковал все пять версий мелодии, изначально предложенной Зацепиным. Тогда композитор посоветовал Гайдаю пригласить Арно Бабаджаняна, чья песня "Лучший город Земли" в те годы была страшно популярной.
"Он сказал: "Хорошо". Я написал заявление и хотел уходить с картины", – вспомнил Зацепин.
Из музыкального отдела "Мосфильма" его отправили к Ивану Пырьеву, который в ту пору отвечал за производство кинокомедий и решил переубедить композитора.
"Он сказал: "Как же, мы вас похвалили в тот раз, сказали, что вам и дальше нужно работать с Гайдаем, вы чувствуете его почерк, на экране все сходится. И вдруг вы..." – сказал Зацепину Пырьев, порвал его заявление и отправил вместе с поэтом Дербеневым на съемки "Кавказской пленницы" в Алушту.
Там их встретила легендарная троица – Никулин, Вицин и Моргунов. Актеры наперебой стали заверять композитора, что запомнили его мелодию с первого раза и сообщили об этом Гайдаю, но тот был непреклонен: "Мне надо, чтобы это народ пел, а вы – артисты, вы не народ". Мнением Пырьева режиссер тоже пренебрег.
"А что мне Пырьев?" – хлопнул дверью и ушел. У него бывает настроение такое, – продолжил Зацепин. – Мы с Дербеневым решили, что завтра надо будет улетать. Жалко, конечно, что такую картину теряем, обидно, хотелось сделать что-то. Но Слободской и Костюковский (авторы сценария Морис Слободской и Яков Костюковский – прим. ред.) нас спасли. Говорят: "Мы сразу запомнили, хорошая мелодия", – продолжил Александр Зацепин.
Только тогда Гайдай сдался и поручил Дербеневу писать стихи. Так родились знаменитые строки:
Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось…
Впрочем, на этом претензии Гайдая не закончились: в тексте шла речь о Северном полюсе, а фильм снимали на Кавказе. Тогда Дербенев напомнил, что речь о студенческой песне, в которой можно петь о чем угодно.
По сей день "Песенка про медведей" остается одной из самых любимых у россиян. И только Гайдай так никогда и не извинился перед Зацепиным, не признал своей ошибки.
"Как-то было неудобно признаваться в этом, наверное", – предположил Александр Сергеевич.
Думал ли композитор, что несколько поколений зрителей будут петь его песни? Что Борис Корчевников подарил ему на 97-летие? И почему Александр Зацепин считает, что в его судьбе решающую роль сыграл случай? Ответы – в новом выпуске программы "Жизнь и судьба" на телеканале "Россия 1" и медиаплатформе "Смотрим".