Вряд ли звезда сериалов "Годунов" и "Художник" Андрей Мерзликин в юности догадывался, что станет одним из самых популярных, любимых и востребованных российских актеров. Но он таким стал. Планировал идти по стопам родных – и работать в сфере космического машиностроения. Просто родился Андрей Ильич в подмосковном Королеве (тогда – Калининграде). В 1992-м Закончил техникум, рядом с которым находилось здание центра управления полетами. А неподалеку, в центре космического машиностроения, работала мама будущего актера. Андрей Ильич, в первую очередь, видел себя продолжателем традиций. По словам Мерзликина, в его планах было получить высшее образование – и он его получил: после техникума поступил в Государственную академию сферы и быта услуг, где учился по специализации "Организация производства-менеджмент".
В 1996-м неожиданно для себя и для всего окружения отправился во ВГИК. Подал заявку, принял участие в отборочных турах, но… его не взяли. 1 сентября будущий актер, уже зная, что он не поступил, отправился в учебное учреждение, чтобы посмотреть, кто же в итоге прошел отбор. И оказался настолько наглым в своих желаниях, что просто зашел в аудиторию и сел за свободный стол. События развивались стремительно, и никто, даже Евгений Кандинский, на курс которого и "пристроил" себя Андрей Мерзликин, и предположить не мог, что стоящий перед ним студент не прошел вступительные испытания. Все вскрылось примерно через месяц – был большой скандал. Кандинский предложил взять Мерзликина на курс вольнослушателем. Официальное "поступление" во ВГИК произошло в конце первого года, когда слабых участников учебного процесса начали исключать. В дополнение к общежитию, которое было положено Мерзликину, ВГИК назначил ему повышенную "лужковскую" стипендию. Как признался Андрей Ильич, на его решение попасть во ВГИК влияние оказали два человека: встретившиеся ему в коридорах института Алексей Баталов и Армен Джигарханян.
Закончил он институт не без сложностей – и это при том, что первые два курса ему пришлось совмещать учебу сразу в двух ВУЗах. А еще, как говорят, из ВГИКа за драки и конфликты с преподавателями в какой-то момент его даже отчислили. Тогда упорный юноша продолжил учебу на платном отделении – и в конце концов выпустился из ВГИКа с отличием. К слову, свой первый кинематографический приз он получил на Международном студенческом фестивале ВГИК за роль в короткометражном фильме "Как я провела лето".
Позднее, выбирая между кино и театром, предпочтение отдал театру – так Мерзликин оказался в труппе у Армена Джигарханяна, куда его взяли сразу после окончания института. Как объясняет актер, именно в этом театре он получил понимание основ существования актеров на сцене. Больше всего заполнились его роли в таких постановках, как "Ревизор", "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Три сестры", "Пороховая бочка", "Tiny Alice, или Крошка Алиса", "Театр-убийца".
В большом кино с ролями пока что не складывалось – в основном его приглашали играть второстепенных героев. А еще Мерзликин снимался в сериалах и музыкальных видеоклипах. Всероссийскую известность ему принесла роль Димона "Ошпаренного" в криминальной драме Петра Буслова "Бумер" – после выхода фильма в прокат актер проснулся знаменитым. По его словам, именно эта кинокартина стала для него судьбоносной, позволила продемонстрировать не только зрителям, но и профессионалам индустрии свой актерский диапазон. Проблема в том, что после этой роли кинематографисты не знали, что предложить Мерзликину – и в результате он продолжительное время не снимался. В одном из интервью актер рассказал, что в бизнес его вернул Валерий Тодоровский, пригласивший Мерзликина в свой сериал "Вокзал". И после этого – закрутилось и завертелось. Отдельно он отмечает фильм "Качели" того же Тодоровского, который взял то, что было наработано в "Бумере", и перенес в совершенно другой жанр, то есть позволил актеру показать себя в совершенно другом амплуа.
Мерзликин снялся у Михалкова в "Жмурках" и "Утомленных солнцем 2", у Бондарчука в "Обитаемом острове", а за роль в военной драме "Брестская крепость" Александра Котта актер удостоился специальной награды ФСБ России. При этом одной из своих главных работ за карьеру Андрей Ильич считает роль в кинокартине "Зеленая карета" 2015 года. Как актер объяснил в интервью, непостижимым образом доставшийся ему персонаж совпал по мыслям и планам с тем, что актер хотел рассказывать и делать в искусстве. Интересно, что Мерзликин согласился сниматься в этом фильме только с третьего раза – сначала он дважды отклонял предложения авторов.
В интервью медиаплатформе "Смотрим" Андрей Мерзликин объяснил, как выбирает для себя роли:
"Для меня, конечно, важны и тема, и любовь к режиссеру, и персонаж, но обязательное условие – это коллеги. Я всегда спрашиваю, с кем буду работать".
В одном из интервью Мерзликин признался, что он бы хотел получить такую роль, для которой пришлось бы себя кардинально изменить. Однако на данный момент, по словам актера, в российском кинематографе подобное практикуют крайне редко. При этом за свою карьеру Андрей принял участие более чем в 160 проектах, в которых кого только не играл: в уже упомянутом "Бумере" – бандита, в "Штрафбате", "Курсантах", "Солдатах" (и других схожих фильмах и сериалах) – военного, в "Жмурках" – охранника, в "Русской игре" по пьесе Гоголя – шулера-полковника, в шпионском экшене "Шпион" – радиста, в сериале "Молодежка" – бывшего хоккеиста и тренера, в комедии "Елки лохматые" – вора, в "Училке" – полковника спецназа, в исторической драме "Годунов" телеканала "Россия 1" – Василия Шуйского, в драме "Первый Оскар" – режиссера-документалиста, а в комедии "И снова здравствуйте!" – покойного бандита, отошедшего от дел, но вернувшегося в мир живых.
Несмотря на зрительскую любовь, Андрея Мерзликина, конечно, критикуют, но сам актер считает, что к критике нужно учиться относиться правильно. И что если критика звучит из уст профессионала, человека, которому доверяешь, то она окажет только положительное влияние, поможет сделать шаг вперед. А вот "хейтеры" – те, кто тешит свое самомнение, выдавая негатив в адрес актеров, вот их мнение Андрей Мерзликин призывает не слушать и не учитывать.