28 марта Александр Митта отмечает юбилей. Выдающемуся режиссеру, сценаристу, педагогу, народному артисту РФ исполняется 90 лет. "Точка, точка, запятая…", "Гори, гори, моя звезда", "Друг мой, Колька!", "Сказка странствий" – его фильмография включает картины разных жанров, среди которых особое место занимает легендарный фильм-катастрофа "Экипаж". К юбилею мастера вспоминаем, как создавалась лента, навсегда вошедшая в историю кино.
- Александр Митта собрал для своего фильма идеальный "экипаж": он видел в главных ролях Алексея Петренко, Николая Караченцова, Олега Даля и Елену Проклову. Однако по разным причинам ни один из артистов так и не появился в картине. Петренко был не в восторге от сценария и решительно отказался от роли Андрея Тимченко. Тогда обратились к Георгию Жженову. Он согласился работать с Миттой и даже позволил снять несколько сцен для фильма в своей квартире.
"Мы дружили. Я пришел к нему чай пить, после съемок приехал. Поднялся к нему, вышел на балкон и говорю: "Георгий Степанович, у вас такой вид с балкона. Может, мы на балконе снимем сцену какую-нибудь? А он говорит: "А что на балконе? Снимайте в квартире". И мы сняли линию с дочкой, по-моему, очень хорошо", – рассказал режиссер.
- Олег Даль был утвержден на роль бортинженера Игоря Сквороцова и успел отработать пять съемочных дней, но его организм дал сбой. У него тряслись руки, он не мог спать. Пришлось экстренно искать другого актера, и Александр Митта обратился к Леониду Филатову. "Без всякой пробы он занял свое место, и сыграл прекрасно, по-моему. Просто сказочно. Сразу стал любимцем всей России", – говорил режиссер.
- Леониду Филатову было тяжело играть ловеласа. Ведь в жизни он был скромным семейным человеком. "Боря, я же не плейбой. Я люблю только жену. Вот Жженов ничего не играет! Какой он есть, такой и есть на экране. А мне приходится ломать себя", – жаловался артист директору кинопроизводства Борису Криштулу.
- Сложности вызвали съемки той самой откровенной сцены между Скворцовым и красавицей-стюардессой Тамарой. Стеснительный актер так и не смог раздеться – он лежал под одеялом в джинсах. В отличие от него Александра Яковлева, для которой "Экипаж" был дебютным фильмом, ничего не боялась.
"Мы договорились, что он будет лежать, а она будет вокруг него как будто танцевать. А потом мы их снимем уже вместе", – вспоминал Александр Митта. Чтобы скандальная сцена устроила всех, ее пришлось сократить в семь или восемь раз, но, несмотря на это, она произвела фурор среди зрителей.
- Для съемок использовались настоящие самолеты. Помогла случайность: незадолго до съемок пассажир разлил в салоне Ту-154 ртуть. Самолет отправили на ремонтный завод. Режиссер с директором кинопроизводства сразу бросились на прием к министру. Он и распорядился отдать "ртутный самолет" в распоряжение съемочной группы. Другой самолет нашли в Новосибирске – Ту-154 загорелся, пожарные пытались потушить пламя, но удалось спасти только хвост. Хвост привезли во Внуково и сняли в нем всю напряженную "ремонтную сцену", в которой Скворцов и Ненароков пытаются починить поврежденный самолет.
- Сцена схода мощного селя обещала быть очень эффектной. Нужно было лишь найти подходящее вещество для создания потока. Выручил подкрашенный комбикорм! Чтобы приобрести сразу три тонны, Борису Криштулу пришлось пойти на хитрость – он сказал директору, что корм нужен для коров, снимающихся в фильме о Великой Отечественной войне. Изначально каскадеры, игравшие жертв, несерьезно отнеслись к "селю из комбикорма", но бурный поток мгновенно снес их с ног и заставил отплевываться от грязи!
- "Это просто трагическая история", – говорит о финале картины Александр Митта. Ведь он задумывался совсем иным. Андрей Тимченко, герой Георгия Жженова, должен был умереть, но такой печальный конец не одобрили. Митта утверждал, что делал фильм о преемственности поколений. Мол, один умирает, а другой приходит за штурвал. И все же цензоры велели вырезать опасную сцену со смертью зрелого человека, которая якобы могла не понравиться Леониду Брежневу. В дальнейшем режиссер признавался, что до сих пор сожалеет, что послушался и отказался от задуманной концовки.
- И все же зрители приняли и полюбили счастливый финал картины. Только за первый год проката "Экипаж" посмотрели 90 миллионов человек. Первый советский фильм-катастрофа – это не только приключения и зрелищные сцены бедствий, это еще и истории людей, которые трогают до сих пор.
Ирина Селиверстова, "Смотрим"