После большой репетиции – в МХТ Чехова скоро премьера – короткое интервью, а затем – на петербургский поезд, на гастроли в Александринку. Да еще между спектаклями Любшин наверняка что-то посмотрит. Именно как зритель…
"Я самый лучший зритель! У меня две краски: либо я смеюсь, либо я плачу", – признается он.
Этот "зрительский" интерес появился еще в селе Владыкино – это теперь Москва, а раньше поля и фермы. Сельская самодеятельность, учеба в кислородно-сварочном техникуме и поездки в город: в Большой Театр, "Ленком", "Современник"… Позже он там будет играть. А еще на Таганке, Театр Ермоловой, Театр на Малой Бронной… "Мы, – говорит, – в молодости хотели играть героев, ходили в киностудии, пробовались". Так произошло знакомство с Марленом Хуциевым, и так без проб он взял Любшина на роль Славки в картину с непростой судьбой. Фильм-эпоха, 30 лет пролежавший на полке, "Мне 20 лет", он же "Застава Ильича".
"Это была такая картина пронзительная о надежде человека, который пережил войну и начинает свободную жизнь. Когда ему можно было думать так, как он думает, работать и жить так, как он хочет, у него крылья выросли. Это для меня был такой подарок! Столько я встретил потрясающих писателей, художников, поэтов, генералов, адмиралов – столько было знакомств, вся Москва смотрела эти наши сьемки. Это наши университеты были для нас с Колей Губенко и Валей Поповым", – вспоминает Станислав Андреевич.
А фильм "Щит и меч" посмотрели примерно полмиллиарда зрителей. Роль разведчика Александра Белова (он же Йоган Вайс) могла дорого стоить. Из-за нее Любшин не стал Раскольниковым у режиссера Кулиджанова – дескать, мешала узнаваемость. Можно сказать, отчасти его спас театр, отчасти – Чехов, и, наверное, "приложил руку" Анатолий Эфрос, который, как шутили актеры, осчастливил Москву, "отартюфил" – именно со Станиславом Любшиным.
Однажды Любшину позвонила помреж Михалкова: "Бросайте все, послезавтра вылет, снимаем "Пять вечеров"! Вы же играли эту пьесу в молодости?"
"В театре это была моя первая роль, которая как-то помогла мне поверить в самого себя", – говорил тогда Станислав Любшин.
А еще у него есть две роли с одним именем – Владимир Николаевич. Одна – в картине по повести Шукшина "Позови меня в даль светлую", снятой самим Любшиным как режиссером, вторая – у Данелии – всеми любимая "Кин-дза-дза!".
Его герои в чем-то чудаковаты, по-житейски спокойны, неагрессивны, в себе, нередко упрямы и очень часто верны. А когда говорят о Любшине на сцене, то зачастую так: "полномочный представитель чеховского театра". Впрочем, если Любшин сам ставит и играет Чехова в кино, то его представительство тоже во всей красе!
"Для меня это тоже большая загадка. И в тоже время, это то поколение, которое после репетиции непростой может еще давать интервью, а потом еще давать спектакль. Станислав Андреевич – первый человек, который получил первую премию Художественного театра, – говорит художественный руководитель-директор МХТ им. А.П.Чехова, народный артист России Константин Хабенский. – Правда, эта премия для молодых, но мы сделали отдельную номинацию: она называется "No comments".
Этой самоиронией Любшина мы по-прежнему наслаждаемся. МХТ Чехова ставит Куприна "Третий звонок, Господа". История о приюте для одиноких пожилых артистов. Говорят, Станислав Любшин будет на сцене во всех смыслах "чудить".