"Тогда мы были молодыми, но слава Богу остаемся ими и по сей день" – автограф Марка Захарова – розовым маркером на фирменной ленкомовской афише. Кабинет мастера теперь – мемориальный. И все та же фотография на стене – четверо смелых: Захаров, Вознесенский, Караченцев, Рыбников.
"Он настолько чувствовал музыку, что мгновенно мог сказать: это никуда не годится. Либо он начинал рассыпать фантастические комплименты о том, что это гениально, это "золото по мрамору" – любимое его выражение", – вспоминает композитор Алексей Рыбников.
"Он любил вокруг себя собирать талантливых людей, втягивал их в свою идею, в свою историю. Так, как играют актеры "Ленкома", в этой манере мало кто играет", – отметила актриса Елена Шанина.
И действительно, во вселенной Захарова сияли только звезды. Настоящий талант на таланте. Это он позвал в театр студента Абдулова и актера из Саратова Янковского. "Длинноносого и юного" Караченцева зрители сначала не принимали вовсе.
"Юнону" теперь играют новые поколения артистов. Граф Резанов – пятый, а свободных мест в зале как не было, так и нет. Такое, конечно, на авось не случается: 42 года "Юнона" на сцене – это даже дольше, чем Кончита ждала Резанова. Одно из тех театральных чудес, которые волшебник Марк Захаров творил всю свою жизнь.
У руля "Ленкома" он стоял 46 лет и 81 день. "Один умный человек сказал, что в жизни надо делать только то, что легко дается, но изо всех сил делать", – говорил Захаров.
Он, конечно, волшебник, сочинивший свой театр и свое кино, открывший жанр – как теперь говорят – "смех на краю обрыва". Он действительно улыбался редко, а в "Ленкоме" – со всеми на "вы", каждого знал по имени и отчеству.
Сегодня мастера вспоминает театр, теперь – "Ленком Марка Захарова". А он словно бы приглядывает за происходящим из Настасьинского переулка – граффити в исполнении молодых артистов появилось в 2019-м в канун прощания с мастером.
А в выставочных залах РОСИЗО открывается выставка. И вот халат волшебника из "Обыкновенного чуда" и костюм того самого Мюнхгаузена. Расшитое платье из дня опричника нежно разглядывает Александра Захарова. Папа – конечно – режиссер ее жизни.
Когда Марк Анатольевич задумал поставить "Обыкновенное чудо", кто-то спросил это будет сказка? "Что-то посерьезнее", – ответил Захаров. Его всегда интересовали космос поступков и те герои, которые поднимаются по лестнице прямо в небо.