В момент выхода в 1850 году опера подверглась цензуре и была предана забвению. Возрождение началось лишь в 1960-х годах, а в нашей стране постановка впервые была показана на сцене "Новой Оперы", где с успехом идет уже второй сезон.
Режиссер-постановщик "Стиффелио" Екатерина Одегова уходит от традиционного прочтения сюжета, где в центре внимания – измена жены, муки ревности, выстраданное прощение мужа-священника. Основная линия сюжета – кризис веры главного героя – протестантского пастора Стиффелио. Измена жены для него – момент истины, суровое испытание веры, которая казалась незыблемой. Создатели спектакля в поисках сценического воплощения обращаются к лучшим произведениям европейского кинематографа – "Дневник сельского священника" Робера Брессона (1951), "Слово" Карла Теодора Дрейра (1955), "Причастие" Ингмара Бергмана (1962). Постановка выглядит аскетично, а созданные костюмы отсылают к дагеротипам Викторианской эпохи. В лаконичном, практически пустом пространстве спектакля драма выходит на первый план – не только символически, но и буквально: постепенно надвигающаяся из глубины стена по мере действия выталкивает героев на авансцену трагедии.
В заглавной партии – приглашенный солист Большого театра России Сергей Поляков. Певец выступал в известных оперных театрах мира: в Берлинской государственной опере, Королевском театре Ковент-Гарден, Национальном театре Мангейма, Королевской опере в Стокгольме и во многих других. В роли Лины, жены Стиффелио, – Елизавета Соина, знакомая театральной публике по ролям Маргариты в "Фаусте" Ш. Гуно, Мадам Баттерфляй в одноименной опере и Мими в "Богеме" Дж. Пуччини.
Фильм был создан при помощи многоплановой съемки несколькими камерами с использованием передовых технологий видео, света и стереозвука. Крупные планы позволят публике в прямом и переносном смысле приблизиться к эмоциональным переживаниям героев и разглядеть мельчайшие изменения в мимике актеров. Режиссером киноверсии выступил Валерий Спирин, уже известный постоянным зрителям проекта по работе над предыдущими релизами – "Пиковая дама", "Реверс", "Ночь перед Рождеством".
Опера "Стиффелио" получила положительные отзывы в прессе. Екатерина Бирюкова пишет для "Коммерсанта": "Кинематографическая игра теней и световых пятен в максимально лапидарном черно-белом пространстве нового спектакля важна не меньше, чем игра актеров. На фирменное беспечное кружение вердиевской музыки тоже деликатно наброшена тень. А маэстро Александр Самоилэ увлеченно показывает ее сложность, многозначность и многослойность".
Проект "Театр в кино", задуманный и реализованный телеканалом "Россия-Культура" и дистрибуторской компанией КИНО.АРТ.ПРО для трансляции на больших экранах лучших отечественных театральных постановок, поддержан Министерством культуры РФ и более чем десятком российских театров. Количество участников проекта продолжает расти. Девиз "Театра в кино": "Театр становится ближе, театр становится доступнее".
Проект, поддержанный в эфире телеканала "Россия-Культура", а также других телеканалов, радиостанций и онлайн-ресурсов, входящих в медиахолдинг ВГТРК, уже увидели жители 60 городов страны. Новый качественный просветительский контент пополнил репертуар ведущих кинотеатров России: сетей КАРО, Объединенной киносети "Формула Кино / Синема Парк", "Москино", кинотеатров Фонда кино и ведущих внесетевых кинотеатров – "Аврора" (Санкт-Петербург), "Победа" (Новосибирск), "Горизонт" (Ростов-на-Дону).
Партнер проекта – TheatreHD.