Тема:

Brexit 1 день назад

Британские евроскептики разочаровали США

Британцы проголосовали на референдуме за выход страны из Евросоюза. США были едва ли не главным противником Brexit. Как теперь Белый дом поведет себя в отношении Британии, которая посмела его ослушаться?

Британцы проголосовали на референдуме за выход страны из Евросоюза. США были едва ли не главным противником Brexit. Как теперь Белый дом поведет себя в отношении Британии, которая посмела его ослушаться?

В эти минуты американский президент прибывает в Стэнфордский университет, но его первая реакция на успех британских евроскептиков уже не первый час висит на сайте Госдепа. Текст не длинный, выражения дистиллированные: уважаем выбор, остаемся партнерами. Примерно в таком духе.

"Британский народ сказал свое слово, и мы уважаем их решение. Особые отношения между США и Великобританией сохраняются, и членство Британии в НАТО остается краеугольным камнем во внешней политике США. Британия и Евросоюз останутся незаменимыми партнерами США даже в тот период, когда они начинают договариваться по поводу их дальнейших отношений для обеспечения стабильности, безопасности и процветания Европы, Великобритании и Северной Ирландии и всего мира", — заявил президент США Барак Обама.

Отыскался и "плохой полицейский". Джо Байден назвал вещи своими именами: не такого результата от британцев ждали в Белом доме. Откровенность Байдена — это реакция на огромный провал во внешней политике США по отношению к Европе в целом и к Британии. А ведь на нее давили без стеснения. В апреле, будучи в Лондоне, Обама, стоя подле Кэмерона, пригрозил поставить Соединенное Королевство в конец очереди из тех, кто претендует на участие в ТТИП. Трансатлантическое экономическое партнерство — дорогая Вашингтону идея по усилению своего влияния в Старом Свете через экономику. Лидеры британских евроскептиков Найджел Фарадж и Борис Джонсон тогда возмутились. Так что успехом Brexit Обама отчасти обязан самому себе.

Но ослабевает теперь не только мягкая сила Америки. Под угрозой вообще контуры и архитектура той Европы, в которую США вкладываются с окончания второй мировой войны. Буквально несколько пунктов. Точно закрывается один из пяти глаз одноименного Союза разведок англоговорящих стран. Следить за Европой с Туманного Альбиона АНБ будет сложнее. Санкции против России без Британии отменить будет легче. Остальная Европа не настолько категорична и ищет сближения с Москвой. Украине же теперь вообще неясно, что обещать. Как вступать туда, откуда другие уже бегут? А сколько их еще будет?

Угроза и товарообороту: 272 миллиарда долларов в год — на столько США экспортируют в Евросоюз своих товаров. Дорогой доллар (а он дорожает на фоне плохих новостей) сам по себе плохая новость, как и биржевые американские горки. Устремляясь вниз, "краснеют" Dow Jones, NASDAQ и S&P 500. И сколько это продлится, сказать трудно. Глава ФРС Джанет Йеллен на неделе дала понять конгрессменам, что моментального отскока ждать не стоит.

Интересная деталь. По явно неприятной для Белого дома иронии первой публичной реакцией на итоги референдума о выходе Соединенного Королевства из Евросоюза стала реакция Дональда Трампа. За него сыграла разница во времени. Миллиардер в Шотландии открывал новый гольф-клуб и не упустил возможности поприветствовать то, что поддерживал. Британцы вернули себе свою страну, Америка следующая. Так начал Трамп.

А ведь влиятельные республиканцы критиковали Трампа за эту поездку. Говорили, что лучше бы ехал куда-то в глубинку — в Огайо или в Пенсильванию. Теперь понятно, что миллиардер, пойдя ва-банк, как минимум не проиграл. В самих США Трампа не зря ведь сравнивают с все теми же популярными в Британии Фараджем и Джонсоном. А вот для Хиллари Клинтон результаты Brexit — такой же удар, как и для действующей администрации. Во времена, когда в Америке становится вновь небезопасно, избиратели явно хотят чего-то более радикального, чем ограничения продажи оружия. Например, контроля над мигрантами.