В этом году государство выделит 60 миллиардов рублей на поддержку авиастроения. Правительство предложит меры стимулирования покупки авиакомпаниями отечественной техники. Минобороны с будущего года начнет закупки МиГ-35 и обсуждает создание нового самолета с вертикальным взлетом. Все эти новости весь день приходили из Жуковского, там открылся очередной авиасалон МАКС, который на эту неделю превратил город в мировую столицу авиации и космонавтики. Понаблюдать за полетами новейших самолетов и вертолетов приехал и Владимир Путин.
От этих кадров дух захватывает: в небо над легендарным Байкалом врывается новейший российский самолет МС-21. Пассажирский лайнер, который разрабатывали около 10 лет, в воздух поднимают летчики-испытатели Олег Кононенко и Роман Таскаев.
"В данный момент самолет отлетал, сейчас стоит в сборочном цехе, проверяют под нагрузкой крыло. В октябре закончим заводские испытания и перегоняем самолет в Жуковский для испытаний", — объясняет Олег Демченко, президент корпорации "Иркут", генеральный директор, генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.
Турбовентиляторные двигатели пятого поколения экономят топливо на 20%, уникальные алюминиевые сплавы, широчайший фюзеляж, который позволит пассажирам легко расходиться с тележкой и стюардессой — это все здесь, в нашем МС-21.
Вот она, кабина уже нашумевшего российского самолета МС-21. Это тренажер. Главное отличие в том, что эта кабина стеклянная. То есть там, где раньше находилась приборная панель, сегодня установлены мониторы. Если, например, самолет попадет в непогоду, система автоматически выведет на экраны рельеф местности. Кроме того здесь нет штурвала. Многотонный самолет слушается каждого движения небольшой ручки управления.
Вертолеты, беспилотники, космические аппараты — в общей сложности на авиасалоне МАКС почти 800 компаний-участников. Не только со всех уголков России, но и из 30 стран мира.
"У нас есть, что предложить. За последние годы аэрокосмическому комплексу была оказана весомая государственная поддержка. Проведена серьезная модернизация мощностей, реализуются проекты по созданию новой конкурентоспособной гражданской техники. В их числе вертолет К-62, магистральный лайнер МС-21", — сообщил президент РФ Владимир Путин.
И большая часть новинок здесь не просто на стендах, а уже в воздухе. Истребители пятого поколения Т-50 расходятся чуть ли не в метре друг от друга: демонстрируют элементы воздушного боя.
"Он имеет особое покрытие, особую форму, из-за этого обладает значительными преимуществами при воздушном бое", — говорит Сергей Богдан, заслуженный летчик-испытатель.
В воздухе новейший российский истребитель МиГ-35. Для вражеских ракет он практически неуязвим: как только запускается ракета в его направлении, летчику тут же поступает сигнал, и он принимает решение уйти в сторону или применить средства защиты. На МАКСе его впервые представляют публично.
Несмотря на европейские санкции, на МАКС приехали и представители европейских компаний.
"Мы должны признать, что экономические санкции повлияли и на нас, ситуация была не очень хорошей из-за таких отношений, но мы сейчас видим улучшения", — объясняет Паскаль де Винчензо, исполнительный директор компании Open Engineering (Бельгия).
Готовящиеся контракты с Индонезией, Египтом, Турцией — всего на МАКСе полторы сотни иностранных компаний-участников – демонстрируют, что разговоры об изоляции России сильно преувеличены. Впрочем, российские заказчики должны в первую очередь обращать внимание на российских производителей, подчеркнул президент.
"Нужно подумать и гарантировать загрузку производственных мощностей, сформировать спрос со стороны гражданских заказчиков. В том числе речь может идти о наших нефтегазовых компаниях, других корпорациях с государственным участием. Для своих нужд они закупают вертолетную технику за рубежом, причем, в немалом количестве. Считаю, что такой подход нужно менять, отдавать предпочтение отечественной технике, при условии, конечно, что она не уступает, а, желательно, превосходит по качеству иностранные аналоги", — заявил Владимир Путин.
Вот пример: легкий вертолет "Ансат" на 7-9 человек, производство в Казани. Для отдаленных населенных пунктов, где, например, случился пожар или наводнение, такие вертолеты могут стать настоящим спасением. Вообще все современные разработки, подчеркнул Владимир Путин, должны быть выгодны не только компаниям производителям, но и простым гражданам.
"Надо их использовать, эти современные технологии, чтобы объединить страну. Чтобы любой уголок был равно доступен для любого человека, любого гражданина, где бы он не проживал", — пояснил президент РФ.
И перспективным российским проектам правительство будет помогать.
"Мы будем стимулировать наши авиационные компании, прежде всего, экономическими мерами, к тому, чтобы они покупали качественные российские самолеты, не держали иностранное старье за пределами срока эксплуатации и не подвергали наших пассажиров даже малейшей опасности", — пообещал Дмитрий Рогозин, председатель наблюдательного совета госкорпорации "Роскосмос", заместитель председателя правительства РФ.
По прогнозу синоптиков, в ближайшие дни работы авиасалона МАКС будет солнце, пусть и с небольшими дождями. Чтобы пекло не отвлекало от работы, Владимир Путин коллегам из правительства предложил по мороженому: кому рожок, кому стаканчик.
- Прибыль в этом году у вас какая?
- 80 миллиардов.
- Ну, прибыль 80 миллиардов, мороженое можешь себе купить?
Авиакосмическому салону работать еще 5 дней.