В качестве основной версии крушения теплохода рассматривают его техническую неисправность. Как сообщили в Следственном комитете, в свой последний рейс "Булгария" вышла с неработающим двигателем. Кроме того, судно было серьезно перегружено.
Круизный теплоход "Булгария" затонул из-за технической неисправности. Такие предварительные выводы публикует Следственный комитет России. Уже точно известно, что крен на правый борт у судна был изначально – при выходе из порта Казани.
Кто ответит теперь за "Булгарию"? Ведь в списке причин – целый набор. И непонятно, что здесь ставить на первое место: перегруз, отказ левого двигателя, плохую погоду… А может, то, что казанский "Титаник" не должен был вообще выйти в рейс? В приволжской прокуратуре заявляют, что у перевозчика даже не было лицензии на пассажирские услуги!
Это, впрочем, не мешало компании продавать билеты на круиз. И обещать "незабываемое путешествие на борту теплохода, который... отвечает всем требованиям безопасности речного судоходства"!
На эту рекламу многие "купились". Да так, что в итоге теплоход забрал с берега на треть больше пассажиров, чем мог в принципе. Несколько десятков – вовсе были без билетов.
Следователи и криминалисты сейчас изучают весь жизненный путь "Булгарии". А он – не такой уж простой, черт ногу сломит. Последнее время субарендатор у дизель-электрохода менялся чуть ли не каждый год. Порт приписки на момент катастрофы, по информации Татарсткой транспортной прокуратуры, – Пермь. Собственник – ООО "Камское речное пароходство". Разрешение на эксплуатацию ему выдано было камским филиалом Российского речного регистра. Ну, а туристические путевки на "Булгарию" в этом сезоне продавала некая компания "АргоРечТур". Она же – субарендатор.
Такие "арендные хитросплетения" чаще всего не особо стимулируют делать дорогостоящий ремонт, считают эксперты. Даже если он судну жизненно необходим.
Теплоход "Булгария" по морским меркам был уже "дедушкой". Его построили в 1955 году в Чехословакии. Вместимость, как пишут на сайте МЧС, – 140 человек. Это, включая экипаж! Судно способно было развивать скорость по Волге – до 20 километров в час. Однако, за все время "жизни" капитальный ремонт теплоход не видел ни разу. Сообщается лишь о последней технической проверке – примерно месяц назад. Всё якобы было в порядке. Но даже на схемах видно – палуба очень низко над ватерлинией. То есть "перегруз" был просто противопоказан.
Если посмотреть, как выглядит "Булгария", если разобрать ее по вертикали, видно, что судно разделено на 4 сектора: два – основных и два – вспомогательных. Люди были, в основном, на средней и главной палубах. Большинство кают – как раз на средней. Причем, без удобств: душ и туалеты – отдельно. На теплоходе – несколько ресторанов, бар, музыкальный салон. Именно сюда, в музыкальный салон, если верить очевидцам, собрали детей на представление, за несколько минут до трагедии.
На схеме также отчетливо видно, что конструкция не предусматривает в трюме водонепроницаемых переборок. Это специальные ограждения, которые как бы "делят" теплоход на зоны и препятствуют распространению воды из отсека в отсек. Ими оборудуют машины более позднего года выпуска.
Прибавить сюда еще то, что большинство кают – без кондиционеров. То есть двери и иллюминаторы были открыты: вода поглотила судно за считаные минуты. Свою лепту внесло и волнение. Из показаний членов команды следует, что в момент выполнения маневра резко ухудшилась погода: начался дождь, поднялись волны. Пассажиры попрятались во внутренние помещения теплохода.
Шлюпки на воду спустить не успели. И, по предварительным данным, их на теплоходе тоже было недостаточно: только два спасательных плота, а не четыре, как положено по нормативам. Вопросы есть и к аварийным выходам (выжившие говорят, что, по крайней мере, один из них был заварен), и к судам, которые якобы проплывали мимо, но не остановились помочь.
Пассажиры уверяют, что на одном из них – красовалась надпись "Волга-нефть". Это компания, которая обеспечивает топливом крупные организации Нижнего Новгорода. Вторая баржа называлась "Метеор".
Остановилась лишь "Арабелла". Ей и принадлежит большинство спасенных. Это при том, что в морских перевозках существует целая отработанная схема помощи в чрезвычайных ситуациях и контроля изначально. Где были все эти контролирующие службы, когда судно без лицензии выходило в рейс, остается только догадываться.
Есть так же сведения о том, что прервать плавание капитана просили заметившие поломку пассажиры. Он отказался. В Интернете мы нашли его фотографию. Это – Александр Островский. Снимок – публикуют на "Речном форме". Фото – с одного из предыдущих рейсов. Ну, а в этом – на борту была так же его супруга. Ни ее, ни самого капитана нет в списках спасенных.Стаж Александра Островского – 29 лет, в этом году он вышел на пенсию, но продолжал работать.
На этом же форуме блогеры разместили прижизненные фотографии самого судна. Причем дата размещения – за несколько дней до трагедии. Эти снимки подтверждают, что теплоход ходил с креном на правый борт не в первый рейс. Проблемы были и раньше! Обсуждение ведет пользователь Антон Тюрин:
"Состояние у судна крайнее, команда – не лучше, судно просто грязное. Провожал его из затона в 2010 году, судно было в хорошем состоянии. За навигацию 2010 года его ушатали, а новый арендатор топливо залил и поехали… Страшно подумать, что станет с ним к осени: проводницы в водофлотовской форме (бывшего арендатора), а матросы в трениках – и смех и грех".
В подтверждение слов блогера – видео, которое прислали в рубрику "Вестей" "Мобильный репортер". Это тоже один из предыдущих круизов "Булгарии". Пользователь рассказывает, что его сначала перенесли на 2 недели. А потом – теплоход три раза ломался в пути и заглох в сотне метров от берега. Причалил значительно позже, чем было указано в расписании. Пришвартовалось судно лишь с помощью буксиров.
По факту крушения судна возбуждено уголовное дело. Статья – "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта". Расследование ведет Главное следственное управление Следственного комитета России.
У компании "АргоРечТур" уже изъяли всю документацию. Сейчас следователи опрашивают спасшихся членов экипажа и пассажиров.