В Москве на 89-м году жизни скончался Эльдар Рязанов — режиссер, сценарист, создатель таких народных хитов, как "Ирония судьбы, или С легким паром", "Служебный роман", "Гараж", Вокзал для двоих" и многих других выдающихся картин. По словам родных, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Неделю назад Рязанов был госпитализирован из-за одышки и подключен к аппарату искусственной вентиляции легких, однако спасти его жизнь врачам не удалось.
Об Эльдаре Рязанове говорили: "Не режиссер — национальное достояние". Отчет о своей жизни он представил еще четыре года назад в мемуарах, которые так и озаглавил — "Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги". Встрече с поклонниками в книжном магазине тогда радовался, как ребенок. Говорил: "Написал с десяток книг, а презентация — первая". Можно сказать, сбылась детская мечта стать автором приключенческих романов, как любимые Жюль Верн, Майн Рид и Фенимор Купер.
Сама жизнь Эльдара Александровича — сплошное приключение. Подавал заявление в Одесское мореходное училище, мечтал о путешествиях в дальние страны, но ответа не получил. С другом за компанию пошел во ВГИК, хотя кино, говорит, тогда не любил и даже не смотрел.
"На сценарный факультет надо было подавать свои сценарии или пьесы, а у меня их не было. На актерский — участвовать в самодеятельности, а я никогда не участвовал. На операторский нужны были фотографии, на художественный — рисунки. И единственный факультет, где ничего не надо было, это был режиссерский. И я понял, что это мое", — рассказывал Рязанов.
На курс принял великий Григорий Козинцев. Принял условно, то есть, собирался отчислить в случае плохих оценок. Но студент наставника не подвел. Его заметил и сам Сергей Эйзенштейн — приглашал домой и разрешил пользоваться своей библиотекой.
Закончив ВГИК с отличием в 1950 году, Эльдар Рязанов начал снимать кинохронику. Он работал на китобойном судне в Охотском море, жил с нефтяниками на Кубани, в тундре — с оленеводами. К документалистике он вернется только через 30 лет, чтобы описать четыре встречи с Владимиром Высоцким.
Снимать первое игровое кино – "Карнавальную ночь" — молодого режиссера буквально заставил руководитель "Мосфильма" Иван Пырьев. Эльдар Рязанов четыре раза отказывался. Будущий мэтр комедии этот легкомысленный жанр тогда не жаловал, а в итоге фильм с дебютанткой Людмилой Гурченко стал лидером советского проката: в 1956 году было продано почти 50 миллионов билетов.
Эльдара Рязанова тогда в шутку назвали "повелителем новогодней ночи". Какая в этой шутке доля правды, стало ясно через два десятилетия — 1 января 1976 года. Выйди новый фильм мастера в кино, он стал бы настоящим блокбастером — первый же показ собрал 100 миллионов зрителей. Но премьера состоялась на Центральном телевидении. Вот такая получилась "Ирония судьбы".
Режиссер вспоминал: "Сказали, что фильм все-таки про пьянство, давайте снимем такое предисловие. Надо сказать, что у нас вообще-то не пьют. И мне назначили в три часа дня 1 января приехать в Останкино. Я приехал. Было пусто, и только на третьем этаже — человек 15. Два человека в серых костюмах были из парткома, какие-то режиссеры, операторы. Но я так хотел, чтобы фильм пошел, что я согласился. Это же ничего не вырезать. Ну, сказал, плюнул в вечность, и никто ничего не запомнил".
Дотошные зрители подсчитали, что фильмы Эльдара Рязанова обогатили русский язык на 600 крылатых выражений. Имя Юрия Деточкина из "Берегись автомобиля" присвоили первому в мире Музею автоугона.
Критики отмечали, что Эльдар Рязанов всегда был на стороне женщин. Действительно, его героини в исполнении лучших актрис — Людмилы Гурченко, Барбары Брыльской, Алисы Фрейндлих, Ларисы Гузеевой — готовы "хоть на край земли, хоть за край", как в "Жестоком романсе".
Во время одного из своих последних интервью Эльдар Рязанов шутил: "Я — еще начинающий поэт". Свои первые стихи он сочинил в 49 лет — во время съемок "Служебного романа". Тогда, в сентябре 1976 года, на Москву неожиданно обрушился снегопад. Эльдар Рязанов поспешил запечатлеть чудо природы, эти кадры вошли в фильм. "Гулял по лесу, и вот вдруг откуда ни возьмись сочинил стихотворение "У природы нет плохой погоды", — вспоминал он.
В каждом фильме обязательное камео — как автограф. Роли, говорил, беру маленькие, потому что не артист и не художник. Он подчеркивал, что не любит, когда его так называют. Всегда исправлял: "Я — просто мастер отечественного кино".