Из всей Европы Греция – одна из самых дружественных и понятных нам стран. И это вроде бы взаимно. Вот только знакомы нашим туристам далеко не все греческие курорты. Оказывается, самую красоту долго берегли для своих. Теперь ее приоткрывают. Очень дозировано. Вестям.Ru повезло увидеть эту альтернативную, непопсовую Грецию.
Регион для своих
Первое, что осознаешь в регионе Восточная Македония – Фракия, — его аутентичность и непохожесть на любой другой греческий курорт. Вроде бы все то же синее море с прозрачной водой. Те же горы и церквушки с разноцветными куполами. Те же гранатовые и оливковые рощи. Те же аккуратные домики с индюками и кошками в палисадниках. И таверны со свежайшим си-фудом вдоль набережных. Вот только создавали, сажали и строили все это не на потребу туристов, а для себя любимых. Потому и названия местных городов и островов пока совсем не растиражированы. Кавала, Комотини, Драма, Александруполис, Тасос, Самотраки – это и есть настоящая Греция, без дешевых прикрас и эстетского лоска. Родина великого Аристотеля и его знаменитого ученика Александра Македонского, шелка и первых православных церквей, любимые пляжи перелетных птиц и розовых фламинго, край археологических раскопок, шустрых горных рек, пещер и водопадов.
"Этот регион был курортным всегда. Но только для своих, — подтверждает почетный консул России в Александруполисе Константинос Габаэридис. — Пока русские туристы ездили отдыхать на Родос, на Кос и на Крит, сами критяне и другие наши островитяне отдыхали здесь, на севере страны".
Звучит странно, но иностранные туристы появились с началом глобального кризиса. У греков просто кончились деньги на отдых в своих северных краях. Тогда и решили сделать ставку на туризм внешний. Первым новые маршруты презентовали ближайшим соседям – болгарам и туркам – и самым преданным – румынам и россиянам. От нас в Македонию, конечно, не добраться на машине или корабле, но по небу путь из России до Салоник проложен давно и надежно. От аэропорта до мраморной и винной столицы Драмы или живописного порта Кавалы – пара часов езды. "Прямые рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в Александруполис тоже были, — замечает глава комитета по туризму региона Восточная Македония – Фракия Михайлис Амиридис. – Со временем мы планируем их возобновить, а также запустить рейс из Москвы в Кавалу. Туристы из России для нас – желанные гости. У нас общая история, религия, культура. В прошлом году север Греции посетили порядка двух тысяч русских туристов. Я надеюсь, что эта цифра будет расти. Мы сделаем все, чтобы гости из России чувствовали у нас себя как дома, чтобы смогли в лучшем виде увидеть все, чем так гордится наш регион".
Ощущение "как дома" ловится здесь практически сходу. Греки так искренне радуются, заслышав русскую речь, что и туристом-то себя особенно не чувствуешь. Зато отлично понимаешь, что такое спокойный отдых, родственные души и темперамент. И гиды, еще не уставшие от потоков туристов и готовые говорить почти на всех языках. Даже на русском. Вовсе не ради понта – ради интереса. Просто в этом регионе "для своих" нас принимают как своих.
История под ногами
Всесезонность — еще один безусловный козырь северной Греции. Дело не только в мягком климате, море, которое терапевтично и зимой, и летом, и атмосфере уюта. Определяющий фактор – исторический. Исторические места впечатляют круглогодично, а в регионе Восточная Македония – Фракия концентрация таких мест близка к максимуму. Лучшее тому доказательство — именно здесь сегодня ведутся крупнейшие в стране археологические раскопки. Откапывают что-то уникальное почти каждый месяц. Новости об этом транслируют по всему миру, а историки выстраивают сложные логические цепочки, пытаясь разгадать принадлежность того или иного артефакта. Чего только стоит древний Амфиполи, который охраняет пятиметровый мраморный лев. Лучшие археологи мира трудятся здесь который год, а город все не перестает удивлять. Согласно последним исследованиям, в местных усыпальницах (IV века до нашей эры!) захоронены люди из ближайшего окружения Александра Великого. Узнав об этом, место раскопок лично посетил даже Антонис Самарас, экс-премьер Греции.
Город Филиппи, также насквозь пропитанный духом древней цивилизации, основан еще раньше, предшественником Александра Македонского – царем Филиппом II. Это такой просторный каменный музей под открытым небом: ходишь между его колоннами и террасами, и картинки той жизни дорисовываются сами собой. Особенно на закате. Это эти места вдохновили апостола Павла на первые проповеди. Это здесь, недалеко от Филиппи, появилась и первая в Европе христианская церковь. Для большей наглядности можно зайти в музей классический, что неподалеку от развалин. В нем аккуратно сложено то, чему на ветрах и солнце уже не выстоять, — разнокалиберные мозаики и украшения, древние монеты и модель солнечных часов, элементы колонн и чаш с орлами и барашками.
Археологи обожают этот регион еще и потому, что тратить время на поиски места для раскопок здесь не приходится. История — буквально под ногами: практически с равными шансами на успех копать можно повсюду. К примеру, в Салониках который год не могут достроить метро – уже несколько раз работы приостанавливались после очередного "взрыва из прошлого".
История северной Греции плотно связана и с историей российской: наши солдаты воевали эти земли во времена Османского ига, а северный портовый город Александруполис и вовсе построен по чертежам русского архитектора. "С Россией у нас связано только хорошее, — подчеркивает Константинос Габаэридис. – Любого туриста в Греции примут доброжелательно, но русского туриста примут особенно. Потому что жива историческая память".
И, наконец, отдельная история – об исконных ремеслах региона. Они – и основной источник дохода, и особая гордость. Шелк и табак, оливковое масло и вино: как добиться высочайшего качества этих продуктов, в Восточной Македонии – Фракии знают наверняка и готовы этим знанием делиться. Гуру проще всего найти в профильных музеях: один из первых в мире музей шелка — в Суфли, музей табака — в Кавале, оливкового масла — на острове Тасос, ну а винодельни в Греции повсюду, и в каждой будут рады туристам, готовым слушать. Открыты музеи круглый год, в некоторые дни вход в них даже бесплатный.
Природный антураж
Поговорка про красоту, которая спасет мир, — это как раз про сегодняшнюю Грецию. Несмотря на конкретный экономический кризис и политическую нестабильность, здесь продолжают верить в лучшее и радоваться жизни. "Просто я знаю, где живет красота, и могу видеть ее, когда захочу", — сказал один местный гид. Они, правда, это знают.
Греки вообще, похоже, давно все поняли про эту их всепоглощающую красоту – какой это мощный мотиватор и источник вдохновения. Поэтому никому здесь не приходит в голову ничего рушить и перекраивать. Свою цивилизацию греки просто встраивают в природный антураж – очень деликатно и гармонично. В знак безмерной благодарности за это природа служит им отличной ширмой в любой непонятной ситуации.
Вот, например, Кавала – портовый город на горе со своим ажурным акведуком и сногсшибательными видами. Самый скромный номер в его лучшем панорамном отеле Imaret стоит порядка 300 евро, при этом бронь расписана сильно вперед. Тоска по естественным зрелищам – двигатель отельного бизнеса.
Сила этой греческой красоты и мотиваторов не зависит ни от времени года, ни от погоды. В долине реки Нестос, которая с высоты скал похожа на гигантского питона, оказаться можно хоть в проливной дождь – жалеть об этом точно не придется.
Такой же всепогодный — Парк святой Барбары в Драме – с гранатами и цикламенами в кадках, водопадиками и белыми лебедями в пруду. Вроде никаких изысков, а входит в сотню самых красивых парков Европы.
Всего в 20 минутах езды от Драмы — еще одно магнетическое место, сталактитовая пещера Аггитис, самое протяженное (21 километр!) естественное подземелье Греции. Впервые спелеологи зашли сюда в 50-х годах прошлого века. На сегодняшний день изучены порядка восьми километров пещеры. Для туристов открыты только первые 500 метров, зато опять же круглогодично. Для погружения в пещерный мир этого, в общем-то, достаточно.
Во-первых, внутри пещеры – самая настоящая река с настоящими крабиками: такого тоже нет нигде в Европе. Посетители идут почти в полном мраке по подсвеченному мосту, а со всех сторон свисают гигантские каменные сосульки. Их тут разрешают форографировать и даже трогать – оторвать все равно нереально, при всем желании. На последнем повороте маршрута сквозь дупло в скале как прожектором бьет дневной свет. В соседстве с животворящей иконой на одном из склонов и огромным водным колесом — очень эффектно. Хочется любоваться и верить в чудеса. Собственно, в краях, откуда рукой подать до святой горы Афон, это само собой. В Афон, конечно, могут попасть далеко не все (паломнический туризм – отдельный пласт, со своими нюансами), а вот в красивейшую церковь святого Николая, которая стоит прямо посреди озера, под Комотини, — всегда, пожалуйста.
Острова под настроение
Когда хочется полного отрыва от цивилизации, греки садятся на паромы и плывут на один из своих ближайших островов. На севере страны тройку лидеров держат Тасос, Лемнос и Самотраки. Проблема выбора обычно не стоит: выбирают в зависимости от настроения и душевного состояния. "Все эти острова совершенно разные, — поясняет Константинос Габаэридис. – Каждый имеет свою историю. Но главное – у них совершенно разная энергетика. На Самотраки энергетика бешеная, ее ощущаешь буквально сразу. Несколько лет назад англичане даже замеряли там магнитное поле, и показатели были какие-то фантастические. К Самотраки никто не остается равнодушным: он либо сразу нравится, и тогда ты точно на него вернешься, либо сразу не нравится, пугая своей силой. Как правило, нравится, конечно. Но есть острова совершенно другие — расслабляющие, где за три дня можно отдохнуть как за три недели. Тот же Лемнос — именно такой, прямо противоположная энергетика".
"На Лемнос приезжаешь и в момент забываешь, что ты там делаешь, — добавляет председатель "Русского дома" в Александруполисе Юлия Гаврилова. – Умиротворение полное! Но есть в этом и минус, потому что в местных кафе и ресторанах тоже все расслабленные. Официанты там даже не поймут, если их поторопишь. В меню так и пишут: "Мы никуда не торопимся. Если вы торопитесь – не заказывайте". Приходится принимать их правила жизни. Зато действительно, отдыхаешь".
Остров Тасос – пожалуй, нечто среднее между Самотраки и Лемносом: его энергетика не парализует, но и не погружает в нирвану – здесь все очень в меру. С одной стороны сюда едут фанаты скалолазания, маунтинбайка, каякинга и дайвинга. Не только на паромах, но и на вертолетах. С другой – глядя на горные серпантины и огромные деревья с толстыми стволами, искристый белый мрамор и овечек, лениво пасущихся на местных лугах, кажется, что время остановилось. Похожие ощущения – и на необыкновенно уютных пляжах Тасоса. В отсутствие людей их обживают разноцветные птицы, которые прилетают сюда со всего света. Короли красоты и мечта фотографов – конечно, фламинго. А еще вокруг Тасоса всегда много шикарных яхт, но имена их хозяев тут никто не назовет – частная жизнь для греков неприкосновенна.
Полезного и познавательного на северных греческих островах тоже хватает. "Самотраки – удивительный остров со всех сторон, — продолжает Константинос Габаэридис. — История его поражает: тысячи лет он был центром паломничества язычников. Все греческие цари покровительствовали этому острову, а жрицей там была Олимпиада, мать Александра Македонского. Сам же остров посвящен матери Ахилеса – богине Фетиде, говорят, что под островом был ее храм".
Теперь про экологию. На всех островах — кристальный горный воздух. На Самотраки его дополняет чистейшая вода из водопадов и целебная – из термальных источников. Такой терапии радуются и люди, и сама природа. На Тасосе розы цветут даже в декабре, а неспешный Лемнос гордится своей пустыней с песчаными дюнами. Вся эта непопсовая Греция начисто крушит шаблоны: здесь понимаешь, что настоящий отдых в Греции – это необязательно лето, необязательно узо, оливки и меховой шоппинг. И даже необязательно Афины и острова. Наверняка, такая легкость бытия временна, до первого серьезного сезона, когда местное население войдет во вкус, и туризм станет обычным делом. Тем ценнее настоящий момент.
Вести.Ru благодарят Greek National Tourism Organisation и лично Михайлиса Амиридиса за помощь в подготовке материала.