Тема:

Нобелевская премия-2015 9 лет назад

Обошла Мураками: Светлана Алексиевич получила Нобель за сверхлитературу

Кто станет новым обладателем Нобелевской премии мира? Это станет известно уже 9 октября. Фавориты представляют самые разные сферы жизни: Папа Римский, канцлер Германии и врач из Конго. Объявлено имя Нобелевского лауреата по литературе. Премии удостоена белорусская писательница Светлана Алексиевич.

Кто станет новым обладателем Нобелевской премии мира? Это станет известно уже 9 октября. Фавориты представляют самые разные сферы жизни: Папа Римский, канцлер Германии и врач из Конго. Днем ранее в Стокгольме объявлено имя Нобелевского лауреата по литературе. Премии удостоена белорусская писательница Светлана Алексиевич, пишущая на русском языке.

Это невероятное событие для всей отечественной литературы. В последний раз Нобелевскую премию вручили писателю, чей родной язык – русский, в 1987 году. Это был Иосиф Бродский. И вот теперь награждена Светлана Алексиевич.

Ее имя отныне будет в блистательном списке нобелевских лауреатов, писавших на русском. Это Бунин, Шолохов, Пастернак, Солженицын и Бродский.

Наполовину белоруска, наполовину украинка, Алексиевич, безусловно, наша соотечественница — ведь сформировалась как журналист, а затем как писатель в Советском Союзе. Все ее произведения — на русском языке.

Светлана Алексиевич уже номинировалась на Нобелевку два года назад. Нынче она обошла самого Харуки Мураками. Премию присудили с формулировкой "За полифонические сочинения, памятник страданию и мужеству в наши дни".

Светлана Алексиевич с самого начала была последовательницей в литературном и нравственном смысле Алеся Адамовича — все помнят его роман "Я из сожженной деревни", вышедший в 1977 году. Он первым начал собирать и записывать свидетельства людей, которые многое пережили.

Первая книга Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо" увидела свет в 1985 году, получила массу наград за свою шокирующую правду. Некоторые литераторы считают романы Алексиевич не большой литературой, а журналистикой и публицистикой. Но ведь литература — это не только non-fiction.

"Нам, журналистам, хорошо известно, как трудно получить откровенное интервью. Люди, пережившие ужас войны и потерю близких, не хотят говорить об этом, замыкаются. Это тяжелейшая работа — расположить к себе, принять на себя часть чужой боли. В этом у Алексиевич по-настоящему нет равных. Она действительно стала летописцем нашей эпохи, собрав документальные рассказы о Великой Отечественной, трагедии Чернобыля, войне в Афганистане и теперь о времени 1990-х", — поясняет поэт и публицист Юрий Кублановский.

"Эти голоса, которые Светлана вытаскивает из нашего прошлого и настоящего, звучат как индивидуальные, а в своем хоре, потому что она воссоздает весь этот хор, звучат как голоса нашей жизни, нашего общества. Это — не журналистика, Адамович называл это сверхлитературой", — добавляет литературный критик Наталья Иванова.

В последней книге "Время секонд хэнд" писательница собрала самые разные мнения разных людей. Теперь книгу переведут на десятки языков, и европейцы узнают, как жила Россия после 1991 года. Если через сто лет потомки захотят узнать правду о лихих или каких-то еще девяностых, то этот роман будет восприниматься как самый настоящий документ.