Дума приняла во втором, решающем чтении поправки к партийному законодательству. Намеченное на 23 марта голосование вряд ли что изменит по сути. Поскольку же решено, что поправки вступят в действие не с 1 января 2013 года, как планировалось ранее, а сразу после опубликования, можно ждать замечательного расцвета партийной жизни уже с начала апреля.
Отчего и в самом деле не расцвести, если минимальная потребная численность членов партии разом уменьшена с 40 тысяч до 500 душ, т. е. в 80 раз. Прочие поправки тоже сплошь смягчающие, так что пакет можно назвать законодательством о диванных партиях. Если кто помнит, было такое устойчивое выражение в 90-х гг., обозначающее партию, все члены которой могут рассесться на одном диване.
Фактически -- пусть с некоторыми несущественными ограничениями -- к политическим партиям приложили ст. 30 Основного Закона РФ о том, что каждый имеет право на объединение. В рамках наступающей свободы ассоциаций в Минюст уже поступило без малого 70 заявок на создание партий, и говорят, что это только начало. Наверное, если мне в голову придет такое фантастическое желание, я тоже легко смогу создать партию и сделаться в ней вождем.
Но на всех не угодишь, и такая ультралиберализация уже встречает все более суровую критику, причем со стороны оппозиции. Легальная оппозиция вообще считает, что минимальная численность должна быть гораздо выше, чем предполагаемые 500 душ. КПРФ предлагает, как минимум, 5 тысяч. ЛДПР -- 10 тысяч.
Люди, которым не надо проходить регистрационную процедуру, могут сказать, что и нынешние 40 тысяч -- ничего страшного, но если речь идет о реальной процедуре в наших реальных условиях, то у нормы в 500 душ есть хотя бы то преимущество, что 500 душ достаточно легко заверить у нотариуса и тогда труднее будет объявлять подписи подложными.
С другой стороны, и КПРФ, и ЛДПР можно понять. При умножении числа партий голоса будут отрываться именно у Зюганова и у Жириновского, а последний так и вовсе балансирует на грани барьеров. Диванные партии и сами не пройдут, и Владимира Вольфовича могут утопить.
Несистемная оппозиция, которая вроде бы получает возможность простой легализации, также недовольна. Доходит до того, что обсуждаемый сейчас партийный закон, внесенный во исполнение требований той самой оппозиции, объявляется коварным ходом властей, призванным навредить оппозиции.
Это связано с тем, что русский человек задним умом крепок и к нашим русским оппозиционерам это тоже относится. Когда они требовали заявительной регистрации партий, они об этом не думали, но теперь до них дошло, что, когда реализуется требование "пусть расцветает сто цветов", эти расцветающие цветы будут друг друга чрезвычайно угнетать.
Наверное, пришли на память и думские выборы 1995 года, когда в бюллетенях было 43 избирательных объединения, и партии-карлики топили как друг друга, так и те партии, которые имели шанс на прохождение. Тогда, правда, это не называлось заговором Кремля, но картина для потопивших друг друга демократов вышла совсем не радостной. А поскольку насчет своих способностей к объединению у нынешних оппозиционеров нет больших иллюзий, понятно, что новый закон нравится все меньше и меньше.
Впрочем, и самый нейтральный человек может заметить, что бюллетень из полусотни партий плох уже хотя бы тем, что порядка 30% голосов будут отданы не прошедшим барьер и достанутся другим. Что не повысит представительности парламента, избранного таким образом.