Более 150 выставочных залов и галерей откроются для бесплатного посещения в 6 часов вечера субботы и будут работать до полуночи в рамках акции "Ночь в музее". Во многих местах приготовлена специальная программа. Например, посетители музея имени Пушкина смогут увидеть один из шедевров эпохи Возрождения – полотно Боттичелли "Паллада и кентавр".
В рамках года Италии в России в Москву привезли полотно Сандро Боттичелли "Паллада и Кентавр". Всего несколько дней назад здесь, на этом самом месте, можно было увидеть "Даму с единорогом" Рафаэля.
Она гостила в Москве полтора месяца и уже вернулась в римскую галерею Боргезе, передав эстафету другому шедевру итальянской живописи. Полотно Сандро Боттичелли "Паллада и Кентавр" впервые привезли в Москву.
Картина написана в 1482 году. На фоне пейзажа молодая женщина держит за волосы кентавра, тот покорно смотрит на нее.
"Паллада и Кентавр" – это традиционное, старое название. Никаких признаков того, что изображена Паллада, никаких ее атрибутов. На протяжении уже долгого времени все ученые сходятся на том, что это аллегория", – рассказывает куратор выставки Виктория Маркова.
Аллегория со множеством интерпретаций: целомудрие побеждает сладострастие, разум – чувства, женщина – мужчину.
Министр культуры Александр Авдеев неожиданно отмечает: все женщины на картинах Боттичелли – блондинки славянской внешности. Потом в компании итальянского посла и Ирины Антоновой идет к "Палладе и Кентавру" – видимо, проверить истинность своего наблюдения.
Интересно, что первоначально Пушкинский музей хотел заполучить к себе на "гастроли" другой шедевр Боттичелли.
"Мы замахнулись на "Рождение Венеры". Но потом выяснилось, что эта картина – одна из пятнадцати, которые находятся в утвержденном итальянским правительством спецсписке картин, которые ни при каких обстоятельствах, никогда не выдаются из галереи Уффици. Ее не удалось взять", – рассказывает директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Ирина Антонова.
Картина "Паллада и Кентавр" в список "невыездных" шедевров не входит, тем не менее галерею Уффици покидает крайне редко.
"Решение отпустить ее на время в другой музей принимается только в исключительных случаях. Для Пушкинского музея и лично для Ирины Антоновой мы просто не могли не сделать этого исключения", – объясняет заместитель директора галереи Уффици (Италия) Анджело Тартуфери.
Доподлинно известно, что Боттичелли писал "Палладу и Кентавра" по заказу флорентийского правителя Лоренцо Великолепного. Картину он подарил своему кузену на свадьбу. Как заметил кто-то из гостей выставки, все-таки раньше умели делать подарки.