На 8-м международном римском кинофестивале состоится премьерный показ фильма Алексея Германа "Трудно быть Богом", который мировая кинообщественность ждала 15 лет. Именно столько времени понадобилось российскому мастеру для работы над этой трехчасовой картиной, которая уже признана шедевром. Сам режиссер не дожил до премьеры.
Приступая к работе над фильмом в 1999 году, Алексей Герман называл его последним в карьере. Будто предчувствовал, что отдаст ему все оставшиеся силы и годы. Он подвергал ленту множеству переделок, менял названия — были варианты "Хроника арканарской резни", "Резня в Арканаре". Ждал, когда возобновится финансирование, а в последние годы уповал на состояние здоровья, которое все чаще мешало работе. Как истинный художник, Герман положил на алтарь искусства собственную жизнь, а финальную точку в четырнадцатилетней эпопее поставили его родные, не меняя при этом художественный замысел.
"Надо было отсмотреть материал и найти мелкие царапины на пленке, прописать фонограмму, озвучить, доделать какую-то недоделанную компьютерную графику, чтобы она стала убедительной", — перечисляет Алексей Герман-младший.
Действие ленты разворачивается в будущем на планете Арканар, по уровню развития напоминающей земное Средневековье. Герой Леонида Ярмольника — дворянин, агент с Земли, носящий имя Румата Эсторский. Он оказывается на Арканаре во времена гонения на тех, кто знает и умеет больше, чем другие жители планеты и обязан сохранять нейтралитет, но царящее беззаконие вынуждает его взять в руки оружие. Роман, написанный Стругацкими в 1960-е, не потерял актуальности и спустя 30 лет, когда Герман взялся его экранизировать, но был значительно переосмыслен постановщиком, став на пленке сугубо его, авторским произведением.
"Это художественно кино, которое снято, как документальное. Документальный фильм про средние века. Вы можете себе такое представить? Наверное, нет. Герман умудрился это сделать. Это про нашу жизнь. Про то, что у нас было, про то, что у нас есть, и про то, что нас, наверное, ждет", — размышляет Леонид Ярмольник.
Все годы, что Герман работал над лентой "Трудно быть Богом", за ней охотились крупнейшие мировые кинофестивали. Завершить проект к Каннам жена и сын режиссера точно не успевали, не поспели и к юбилейному смотру в Венеции, куда, впрочем, привезли отреставрированную копию "Ивана Лапшина". В историю мирового кино войдет именно осенняя премьера в Риме, где Герману-старшему уже присудили посмертно премию за выдающийся вклад в киноискусство.