21 февраля не стало великого режиссера Алексея Германа-старшего. В космос мирового кино он был запущен из СССР. Это был мастер, который не равнялся на рынок. Человек миссии Герман не знал художественных компромиссов, над картинами работал долго и до изнеможения, увлекая за собой и других.
Он был столь силен, что вдохновлял с экрана всем, даже безнадежностью — полной и безысходной, ведь зритель после киносеанса уносил в себе энергию режиссера картины, творца, который на Земле, рядом, и все в его добрых руках.
Алексей Герман не антисоветчик и не диссидент. Он неисчерпаем.
Прощались с Алексеем Германом в его родной киностудии. Людей было столько, что многие не попали в павильон и стояли в коридорах. Последний поклон отдают и народные артисты, и скромные люди, которые никогда не имели отношения к искусству, но просто любили германовские фильмы. Панихиду продлили на час, чтобы все смогли попрощаться.
"Человек был необыкновенный, огромной нравственной чистоты и по отношению к искусству, и к чему-то высокому", — говорит народный артист России, режиссер, сценарист Андрей Смирнов.
Ленфильмовские коридоры — последнее место, где Герман-старший работал еще в ноябре, занимался озвучанием картины "Трудно быть Богом". Уже в больнице, плохо себя чувствуя, режиссер писал письма в защиту родной студии, которая долгое время была на грани закрытия. Четвертый павильон. Теперь здесь пусто. Именно это пространство режиссер очень любил. В центре — остатки декораций к последней картине.
"Он был весь сконцентрирован на кино, постоянно что-то придумывал", — вспоминает сын режиссера Алексей Герман-младший.
Алексей Герман родился в 1938-м в знаменитом на весь Ленинград писательском доме на канале Грибоедова. Его отец — прозаик Юрий Герман, тогда очень известный, обласканный самим Сталиным. Его книги выходят миллионными тиражами. Фильм "Семеро смелых" поставлен по его сценарию.
В 1948-м Юрию Герману дают другую квартиру — на Марсовом поле. Типичная петербургская история — фасад помпезный и грязноватый двор-колодец. Послевоенное детство — особенное. В школе доучиваются вернувшиеся с фронта солдаты, в кино — трофейные фильмы. Все мы родом из детства, но Герман — более других. Такой тыл, такое окружение и такой город формировали режиссера Алексея Германа.
В свое время Герману предложили жить и работать в Москве. Он с семьей переехал в столицу и фактически сразу же вернулся обратно — не смог расстаться с родным городом. Говорят, его любимым местом в Петербурге был Троицкий мост.
Герман создал в кино свой собственный стиль. Те, кто видел его фильмы, понимают, какая это кропотливая работа, какая натура, костюмы, типажи.
Он считал себя одиночкой и всегда говорил: "В кино невозможны уступки и компромиссы". Именно поэтому он создал картины, которые вошли в мировую культуры и по которым будут судить об отечественном кинематографе наши потомки.
"Он, не стесняясь, говорил то, что думал. Он очень цельный человек. Никогда не отступал от моральных норм, заложенных в него родителями", — отметил Алексей Герман-младший.
В старинной Конюшенной церкви отец Константин отслужил панихиду по новопреставленному Алексию. Здесь отпевали и маму режиссера. Рядом — дом, где прошли детство и юность Алеши Германа. Похоронили мастера на Богословском кладбище рядом с могилами родителей.