Тема:

Выборы во Франции-2012 8 лет назад

Саркози или Олланд? Французам предстоит непростой выбор

Во Франции наступил день тишины. Если сразу после первого тура лидер президентской гонки был очевиден, то теперь результат не берется предсказывать никто. За последние дни было слишком много громких заявлений. Итак, Саркози или Олланд?

Во Франции наступил день тишины. Если сразу после первого тура лидер президентской гонки был очевиден, то теперь результат не берется предсказывать никто. За последние дни было слишком много громких заявлений. Итак, Саркози или Олланд?

Последние агитационные атаки прямо в почтовый ящик: каждому избирателю во Франции напоследок президентской гонки пришло письмо с двумя абсолютно идентичных проспектами размером А4. На них – имя кандидата, портрет, программа.

"Два кандидата и даже два бюллетеня: вы можете у себя дома подготовить бюллетень, а на избирательном участке только получить конверты", — рассказывает журналист, председатель Координационного совета соотечественников во Франции Дмитрий де Кошко.

У Франсуа Олланда — много текста. У Николя Саркози — жирным шрифтом выделены слова о главном — защита границ. Антииммигрантская риторика — вот его последнее оружие между двумя турами.

"Почему кандидат-социалист хочет подарить право голоса иммигрантам? Хотят участвовать в выборах? Пусть становятся французами!" – говорится в предвыборном ролике Николя Саркози.

Пока в новом ролике Франсуа Олланд по-прежнему оперирует общими фразами, противник уже без намеков пытается завоевать голоса Марин ле Пен. 1 мая, правда, глава Национального фронта в удовольствии получить ее 19% откажет обоим. Сама обещает кинуть в урну пустой бюллетень, избирателям советует думать своей головой.

"Часть ее электората считает, что Саркози не выполнил многих своих обещаний, данных в 2007 году, — отмечает директор Высшей школы социальных наук, экономист Жак Сапир. — И они хотят наказать его. Вот, почему Марин не голосует ни за того, ни за этого. Поэтому я считаю, что ее сторонники тоже не придут в воскресенье на участки".

В поддержке Саркози по очереди откажут несколько кандидатов, даже центрист Байру с его 10% поддержит противника.

Война программ всю кампанию разворачивается на телевидении. Главные дебаты пятилетки смотрят почти 20 миллионов французов. Многие схватку назовут ничьей. Саркози силен в цифрах, но слишком нервничает. Олланд осторожничает, но в ораторстве не уступает. И, несмотря на равенство сил, разрыв по опросам сократился до 5%.

Все две кампании царило правило — "свобода, равенство, и не совсем братство". И маленьким кандидатам, и двум лидерам — к их неудовольствию — по закону отводилось одинаковое место в эфире и на железных щитах. Поэтому так и расцвело народное творчество — плакаты дорабатывали прямо на месте.

Французы не церемонятся ни с одним из кандидатов: щиты с портретами расписаны или сорваны. Основной жанр этих кампаний — карикатура и комикс.

"На плакатах очень часто можно встретить маленькие рисунки: нос Пиноккио — у одного кандидата, усы — для другого, — отмечает администратор театра Тома Лауриот. — Это наше свободное отношение с кандидатами".

Главные лозунги — "Сильная Франция" (это Саркози), "Перемены — это сегодня" (девиз Олланда). Слово "перемены", отсылающее к лозунгу Миттерана, последнего президента-социалиста Пятой республики, Олланд зомбирующе повторяет на каждом митинге. С особым напором — на последнем, перед днем тишины.

В ход во время кампании шли самые экстравагантные методы. Олланд перед выборами похудел на 15 килограммов. Саркози тоже держался в форме и даже запретил калорийный сыр в Елисейском дворце. Впрочем, многие уверяют: сколько бы различий и неприятий между кандидатами не было, задача у любого из них одна.

"Будь это Франция Николя Саркози или Франция Франсуа Олланда — и та, и другая соседствует с Германией — самым главным для ее будущего союзником, — рассуждает директор по стратегическому развитию Французского института международных отношений Тома Гомар. — В ближайшие месяцы основным в повестке дня будет стоять вопрос о судьбе евро и его месте в экономике, и любому придется его решать".

В ночь с пятницы на субботу любая агитация уже под запретом. По опросам, большинство французов с выбором определились: Саркози именуют с приставкой "уходящий", Олланд в глазах миллионов — "новый президент". Но даже при всей очевидности исхода многие верят: ситуацию могут изменить те, кто не голосовал в первом туре, а вот в воскресенье придут на участки.