У Большого театра новый директор Владимир Урин. Только вот первый день работы руководитель вынужден провести вдали от вверенной ему труппы: улетает в Лондон с гастролями театра Станиславского и Немировича-Данченко, который возглавлял 18 лет. Вернется 12 июля, как раз в день премьеры балета "Онегин" на сцене Большого. Главный театр страны до этого возглавлял Анатолий Иксанов. Теперь ему предложена должность в министерстве культуры.
"Новый интендант Большого", "Эпоха Иксанова", "Что будет с Большим?" — громкие заголовки газет. Уход Анатолия Иксанова, похоже, будет долго еще обсуждаться. В сфере культуры это третье увольнение за неделю. Владимир Мединский снял с поста директора Большого театра Анатолия Иксанова за год до истечения срока его контракта, накануне важной премьеры балета "Онегин", статусных гастролей в Лондоне и закрытия сезона. Ранее свои должности покинули директор Музея имени Пушкина Ирина Антонова и глава Политеха Борис Салтыков.
"Наши действия не являются спонтанными и укладываются в общую концепцию министерства культуры по обновлению и реформированию учреждений культуры с сохранением традиций, опыта, поэтапностью и постепенностью", — заявил министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.
Теперь руководить Большим будет Владимир Урин – режиссер, один из самых авторитетных в России театральных менеджеров, основатель премии "Золотая маска".
"Когда Владимир Ростиславович мне это предложил, я, не скрою, ответил отказом. И только потом после размышлений я дал согласие. Очень важно, что переход от одного руководителя к другому переходит в цивилизованном поле", — рассказал Владимир Урин.
Его кандидатура обсуждалась давно. По мнению экспертов, Урин – чуть ли не единственный, способный справиться с такой ответственностью.
"Урин – это единственная кандидатура, которая всех устраивает: и театральное сообщество, и труппу театра. Он большой специалист в театральном деле", — уверен Сергей Капков, и.о. руководителя Департамента культуры города Москвы.
На Театральную площадь Владимир Урин переезжает с Большой Дмитровки – 18 лет он был директором Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
"Это человек, который понимает не только административную часть своей работы, но человек, который имеет режиссерское образование, прекрасно разбирающийся в работе", — пояснила Ирина Горбунова, пресс-секретарь Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Вот фрагмент интервью, которое Анатолий Иксанов дал телеканалу еще в должности директора Большого театра. "В следующем сезоне достаточно много премьер – 8 премьер в балете-опере и 3 возобновления", — рассказал тогда Анатолий Иксанов. Теперь воплощать грандиозные планы на будущий сезон будут без него.
Когда Анатолий Геннадиевич 13 лет назад встал у руля, театр в свете грядущей реконструкции остро нуждался в "грамотном специалисте, менеджере, который возьмет на себя нетворческие вопросы" — таковы были требования правительства.
"13 лет во главе Большого театра – это огромный срок. Это период, когда было сделано много хорошего", — считает Денис Мацуев, народный артист России.
Анатолий Иксанов один из самых опытных в России театральных руководителей. Прошел путь от администратора до директора. Начинал в ленинградском Малом драмтеатре. Затем по приглашению Георгия Товстоногова перешел в Большой драматический. В 1994 году создал благотворительный фонд для поддержки деятельности БДТ и социальной защиты его работников. Он никогда не переставал учиться – будучи уже заслуженным работником культуры, стажировался в США, Франции, Швейцарии. В 2000 году Анатолий Иксанов был назначен генеральным директором Большого театра. Пригласил Алексея Ратманского и Дмитрия Чернякова – его смелые постановки наделали много шума. А потом скандалы будто перекочевали со сцены за кулисы — нападение на Сергея Филина, увольнение Николая Цискаридзе, отказ примы Светланы Захаровой танцевать в "Онегине" за несколько дней до премьеры. Уход Анатолия Иксанова стал для артистов еще одним шоком.
"На моей памяти очень много директоров. Я считаю, что он один из лучших руководителей, который поднял уровень из упадка. Когда он пришел, театр вернул свою славу", — говорит Маквала Касрашвили, управляющая творческими коллективами оперной труппы Государственного академического Большого театра России.
Иксанов стал бороться с билетными спекулянтами, добился увеличения бюджета, а, значит, и зарплат с гонорарами. Создал попечительский совет, в который вошли влиятельные чиновники и бизнесмены. Именно Анатолий Геннадьевич первый в России ввел термин "фандрайзинг", то есть привлечение внебюджетных, спонсорских средств. При нем же появились мастерские хореографии и молодежная оперная программа, начались трансляции спектаклей в кинотеатрах, открылась Новая сцена, что дало возможность закрыть историческую на ремонт. За это время жизнь Большого не останавливалась ни на минуту, театр выпускал премьеру за премьерой.
Реконструкция здания шла шесть лет. Было потрачено почти 35 миллиардов рублей. Новые репетиционные залы и удобные гримерки, восстановленная квадрига Аполлона, исторический занавес взамен советского, подземная часть, равная семиэтажному дому, зал-трансформер. Но самое главное – удалось восстановить уникальную акустику, испорченную настолько, что Большой театр занимал лишь 55-е место в мире по этим параметрам. Сейчас главный театр России входит в десятку лучших в мире. Все это было бы невозможно без Анатолия Иксанова.
Он покинул театр под аплодисменты. В наследство преемнику он оставляет блистательную труппу и самую технически оснащенную сцену. Так что Владимир Урин сможет вплотную заняться художественными вопросами.
Кстати, театр Станиславского и Немировича-Данченко в последнее время словно "кадровый резерв" Большого. Именно оттуда два года назад пришел Сергей Филин, а затем премьеры – Кристина Кретова и Семен Чудин. И вот очередь за директором.