В ближайшее время на большинстве московских трасс появятся выделенные полосы для общественного транспорта. Эксперимент начался еще в прошлом году, и эффект от него почувствовали сразу же и водители, и пассажиры. И если для первых нововведение стало неприятным сюрпризом, то для вторых обернулось удобством и комфортом.
Московские власти планировали в 2011 году пустить в строй больше 200 километров выделенных полос для общественного транспорта, и на всем этом протяжении была уже нанесена дорожная разметка. В итоге же запустили 97 километров. Планы пришлось корректировать из-за претензий столичных автомобилистов.
Многие искренне недоумевали, почему у них забирают такое необходимое дорожное пространство, которого и так не хватает. Водитель Анна Кашканова возмущается: "Когда я еду в обед домой, эта полоса совершенно свободна, а я должна стоять в пробке жуткой. Конечно, это раздражает в какой-то степени". "У нас тут сузили и мы – тут пробка – в два раза больше стоим. А нас еще штрафуют", – говорит водитель Михаил Кожухов.
Оппоненты частных автовладельцев – "безлошадные" горожане. Они быстро оценили все плюсы нового преимущества. Так, Алексей Паршинцев доволен нововведением: "Автобус практически не стоит в пробке, движется достаточно быстро. Требуется немного времени, чтобы преодолеть расстояние" С ним согласна Татьяна Ходунова: " За 15-20 минут я доезжаю до Шипиловской, А раньше это было непредсказуемо".
В ноябре прошлого года в столице начали действовать выделенные полосы на нескольких радиальных магистралях – Ленинградском проспекте, Щелковском, Волоколамском и Ярославском шоссе, а также некоторых других трассах. В 2012 году такие полосы заработают на Дмитровском, Варшавском, Звенигородском, Каширском и Ленинградском шоссе, появятся они на Кутузовском и Ленинском проспектах. Водитель Александр Хопин подтверждает, что скорость его автобуса на проспекте Андропова увеличилась на порядок, только не всегда выделенная полоса свободна от частного транспорта. "Мы прибавляем, под 60 километров в час идем, то есть, нормально, и частенько бывает, что не опаздываем. Но когда очень большое движение, они все равно лезут на эту полосу", – сетует он.
Бакунинская улица в южном округе Москвы. Инспекторы одного за другим ловят нарушителей на полосе для маршрутного транспорта. Штраф в 300 рублей не останавливает рисковых водителей, а вот 3000 – другое дело. Новые расценки начнут действовать с первого июля. Инспектор по безопасности дорожного движения отдельного батальона патрульно-постовой службы ГИБДД Южного административного округа Москвы Марина Королева отметила: "Нарушений таких становится все меньше, потому что, кроме того, что действует автоматическая фиксация, сотрудники ГИБДД Южного округа выявляют подобные нарушения и принимают меры административного воздействия".
В столичном Департаменте транспорта оценивают первый опыт выделенных полос как положительный, тем более, что на многих участках общественный транспорт поехал по линии, где раньше парковались частные автомобили. Руководитель пресс-службы Департамента транспорта Москвы Жанна Терехова привела сухие цифры статистики: "Скорость общественного транспорта возросла на 30 процентов, то есть, с 18 до 27 километров в час. Вводя в 2011 году другие участки полос, мы получили примерно такие же результаты. На 2012 год мы планируем ввести порядка 90 километров, и так каждый год. До 2016 года будет введено порядка 300 километров выделенных полос".
В Московском центре борьбы с пробками тоже приводят статистику – выделенная полоса с насыщенным движением автобусов, троллейбусов и маршрутных такси способна перевезти за час 8,5 тысячи пассажиров, а личный транспорт в тех же условиях – 2,5 тысячи. Главная проблема состоит в том, что водителей просто так не пересадишь из-за руля в троллейбус или маршрутку. Руководитель Центра Александр Шумский пояснил: "До сих пор Мосгортранс отчитывался, что у них увеличилась скорость автобусов, количество выделенных линий, но никто не говорит о том, насколько у них увеличился пассажиропоток, а сколько человек мы смогли пересадить на общественный транспорт. А это главный, качественный критерий, о котором никто не говорит. Для того, чтобы мы пересадили большое количество людей из личного транспорта в общественный, он должен быть удобным, выгодным, комфортным, безопасным".
Пока же по многим маршрутам ездят полупустые автобусы, особенно там, где наземный транспорт дублируется подземной веткой метро. Например, на Ленинградском проспекте. Аналитик сервиса "Яндекс пробки" Леонид Медников так прокомментировал ситуацию: "Если везде взять ввести выделенные полосы, ни на что не обращая внимания, то ситуация может ухудшиться для автомобилистов. Выделенная полоса нужна там, где большой поток автобусов, потому что, если ваш автобус ходит раз в 10 минут, то это означает, он перевозит меньше людей, чем если бы там ехал обычный транспорт".
Эксперты уверены, что одной разметки и штрафных мер недостаточно. Выделенные полосы нужны и оправданы на определенных участках трассы, так что новый масштабный эксперимент пока еще находится в самом начале.