Тема:

Облик Москвы 12 лет назад

Второе рождение "Ударника"

В легендарном кинотеатре "Ударник" начинается реконструкция. Там планируется открыть музей современного искусства, при этом вся уникальная внутренняя обстановка будет сохранена.

В легендарном кинотеатре "Ударник" начинается реконструкция. Там планируется открыть музей современного искусства, при этом вся уникальная внутренняя обстановка будет сохранена.

Все остановилось здесь в 2010 году: казино к тому времени уже год как были вне закона, до последнего крутят кино в зале на 700 с лишним мест. На экраны тогда вышла "Социальная сеть" Финчера, и теперь эта афиша — все, что напоминает о показах и прокатах. Свои 80 лет в конце прошлого года "Ударник" отметил в одиночестве.

Глава фонда "Артхроника" Шалва Бреус рассуждает: "Вот что такое судьба — кинотеатр, Иофан, Орлова, Утесов, Феллини, премьеры, Фассбиндер. Потом – автомагазин, казино. А дальше просто запустение, все остановилось".

Сегодня Шалва Бреус — хозяин одного из старейших кинотеатров Москвы. Он владелец бумажного комбината, журнала "Артхроника" и арт-премии имени Кандинского. "Ударник" теперь у него в его долгосрочной аренде. Здесь он намерен создать свой "Тейт Модерн" – музей современного искусства.

То, что сейчас скрыто от глаз, раскроют. "Это мишура, картон, папье-маше, а за ними – оригинальные колонны по всему пространству", — рассказал Шалва Бреус. Это такая акция спасения — откроют колонны 1930-х годов, каменный пол, сохранят плакаты 1960-х, люстры в стиле "сталинский ампир", очистят от вывесок фасад, возможно, откроют крышу, которую по легенде вручную, с трудом справляясь с немецкой машинерией, раздвигали лишь в день открытия "Ударника" в 1931 году. "Если мы сейчас раскроем крышу, то ворвется рев автомобильного потока, который спускается с Каменного моста, да и воздух не такой чистый. Мы будем проводить акустические замеры, и если все будет в норме, то откроем крышу. Конечно, соблазн велик", — рассказал владелец кинотеатра.

"Ударник" – первый звуковой кинотеатр. Это был наиболее престижный заказ архитектора Бориса Иофана. Авангардный кинотеатр он проектировал как часть своего же Дома на набережной, самого мифического места Москвы. Исполняющая обязанности главного хранителя Музея архитектуры им. Щусева, кандидат искусствоведения Мария Костюк рассказала: "Рассчитывалось на то, что люди не будут сами готовить. Тут поставлялись горячие обеды, поэтому кухни в самом здании были небольшие. Приходил полотер, специальный человек выносил мусор, был специальный лифт для мусора, были парикмахерская, гладильная комната, прачечная. Здесь можно было полностью обеспечить бытовые нужды, не выходя из комплекса".

Хотя весь жилой комплекс строился для особых жильцов — партийной элиты, но "Ударник" стал своим для всей Москвы. С 1935 года здесь проходил международный кинофестиваль, в перерывах между показами кино со сцены в фойе пели Утесов и Шульженко, а гости танцевали. В 1990-е годы гости здесь уже играли — в автоматы и на рулетке.

То, насколько при проектировании была продумана каждая деталь, становится понятно рядом со сценой, с которой в свое время выступали самые известные советские артисты. Благодаря специальному акустическому куполу звук распространяется по всему помещению.

Нижнее фойе кинотеатра тоже было игровое. То, что сейчас напоминает нижнюю палубу какого-нибудь старого теплохода, в будущем станет выставочным пространством. У Шалвы Бреуса гигантская коллекция соцарта — Комар и Меламид, Эрик Булатов. Временные экспозиции разместят и в круглом фойе, и в пролетах, в кинозале будут показывать видеоарт. "Заканчивается выставка, появляется окно небольшое — превращаем зал в кинотеатр: быстро заносятся стулья, идет, например, пятидневная ретроспектива Гринуэя с лекцией или Фассбиндера, или просто показ артхаусного кино. Показ заканчивается — кресла выносятся, и в помещении снова выставочный зал. То есть, это будет универсальный кинозал".

Реставрация "Ударника" начнется уже в этом году. Пока будут очищать один зал, в другом уже можно будет показывать выставки и кино: архитектор Иофан задумал здание так, что все три пространства могут функционировать независимо друг от друга.