В четверг ушел из жизни легендарный театральный режиссер Петр Фоменко. Сам он не любил высоких слов. Предпочитал создавать — спектакли, которые хотелось смотреть вновь и вновь. Последняя его работа стала своеобразным признанием в любви к сцене — "Театральный роман" по Булгакову.
Не просто режиссер, и больше чем учитель – мастер. Из того сонма театральных недосягаемых... Воплощение театра, им самим созданного. Театра-дома. Ведь так и говорят — пойду к Фоменко. А ученики Фоменко – уже четыре поколения – сегодня осиротели.
"Ушел из жизни великий артист. Ушел мой второй папа", — заявил Карен Бадалов.
В его театре не было выходных, потому что выходных не было у него: скрупулезные репетиции, обсуждения не просто каждого слова – каждой буковки. Спектакли, как дети, рождались, чтобы расти, набирать силу и годами не сходить с подмостков. Как "Одна абсолютно счастливая деревня", или "Семейное счастье", или "Война и мир". Свою мастерскую обрел только к шестидесяти, когда в далеком прошлом остались и отчисление за хулиганство из школы-студии МХАТ, и закрытые по цензурным соображениям постановки, и слава "осквернителям праха русской классики", и вынужденный переезд в Тбилиси, а потом 10 лет в Ленинграде.
"В третий период он достиг такого выдающегося мастерства и высокого умения, что я смотрел на него с изумлением и испытывал белую зависть", — признается режиссер Марк Захаров.
Он классике был верен всю жизнь: Пушкин и Толстой, Островский и Чехов. И в его руках классика всегда звучала неожиданно и так понятно. Это же про каждого из нас: и про любовь, и про детство. Фирменная, фоменковская интонация. Непредсказуемо, парадоксально. Он и сам был таким. Скажет, да. И тут же – нет. А потом подумает и скажет свои любимые слова – "но" и "хотя".
"У нас есть жизненный опыт. Если трансформировать его в спектакли, мелочей не было вообще", — рассказывает актер Сергей Пускепалис.
Фома – так называли его ученики. Он знал и не обижался. Назвал им такое количество пьес, которое надо поставить, что понадобится лет сто. Его театр успел отпраздновать новоселье, переехать в новое, специально отстроенное для Фоменко здание. Но вот как теперь, без него справляться – они не знают. Он ушел неожиданно, и месяца не прошло после 80-летнего юбилея. И как бы пафосно это ни звучало, закончилась театральная эпоха.