Следователи изучают кадрыкатастрофы с видеокамер в аэропорту, документацию по работе экипажа и состоянию лайнера. Самолет эксплуатировался 23 года. И технические проблемы возникали и раньше. Свидетельства очевидцев и мнения экспертов.
Запах старенького "Икаруса" и потрепанный интерьер — то, что первым коробит внутри полетавшего самолета. Ему может быть 20, 25 или даже 30 лет. Особенно, если этот борт не принадлежит одному из пяти крупнейших российских авиаперевозчиков.
Но пассажира всегда успокоят тем, что самолет надежный и, конечно, модернизирован. Представитель авиакомпании, в случае чего, усмехнется и скажет, что борт пролетает еще несколько десятилетий.
Григорий Бусарев на днях летел в Москву из Казани на том самом, разбившемся Boeing 737-500 авиакомпании "Татарстан". За 23 года эксплуатации этот самолет сменил восемь хозяев. Франция, Румыния, Ирландия…Он сменил прописку в семи странах, а под флагом Бразилии Boeing серьезно повредил переднюю стойку шасси. Когда в Казани только появился свой региональный авиаперевозчик, самолет прослужил уже девять лет.
Если бы только один этот Boeing -737 вызывал опасения. С марта с 737-мыми случилось 60 инцидентов. 61-й в Казани стал катастрофой. Это, кстати, самая популярная модель среди магистральных самолетов в России – 35 процентов из более, чем шести сотен бортов. И, по данным, статистики самолеты Boeing -737 в российских авиакомпаниях – одни из самых главных долгожителей. Средний срок их службы превышает 25 лет.
Об этом говорится и в фильме Аркадия Мамонтова 2011 года "Купленное небо". "Этот самолет называется Boeing-727, этот самолет предназначен именно для России. Когда он был построен? В середине 80-х", — говорится в фильме.
То, что на первый взгляд, похоже на кладбище самолетов Boeing — источник для пополнения парка небольших российских авиакомпаний. Морально устаревшие для американцев, эти самолеты в калифорнийской пустыне Мохаве охотно разбирают перекупщики.
Стоимость одного изношенного Боинга в США — до миллиона долларов. В России этот почти что металлолом перепродадут уже миллионов за десять. Многократная переплата за секонд-хенд все равно экономнее покупки нового самолета за 50 миллионов. И ввод в эксплуатацию свежеокрашенного калеки не проблема. Несколько лет назад чиновники службы Гражданской авиации были готовы закрыть глаза на все за 50 тысяч долларов.
"Раньше 20-25, теперь – 50. Вот так. Если твои готовы — буду разговаривать", — говорится в перехваченном телефонном звонке.
И эта схема по-прежнему актуальна. Из-за увеличения потока пассажиров эксперты считают, что к тридцатому году число только магистральных самолетов увеличится в три раза. За будущие полтора десятилетия Россия купит больше тысячи бортов Boeing и Airbus, уже полетавших в странах Африки или Азии. И что это будет за флот, одним владельцам авиакомпаний известно.
К слову, из-за чего разбился самолет в Казани, технического сбоя или ошибки пилотирования — пока не известно. Вторая версия также вполне возможна. О том, что летчики сегодня могут попасть за штурвал сразу по окончанию летного училища, без особой практики, известно давно.
Кстати, управлению Boeing-737, одним из самых популярных магистральных самолетов, в Ульяновском летном училище сегодня учат все еще в теории. Курсанты давно должны были сесть на тренажеры. Покупка обошлась почти в 90 миллионов рублей, но деньги пропали. Ректор недоумевает.
Что там случилось в воздухе перед приземлением, расскажут после изучения бортовых самописцев. Но даже если подтвердится ошибка пилотов, конечно, едва ли кто-то проведет прямую связь между коррупцией и гибелью пятидесяти человек.