Лидер французского национального фронта Марин Ле Пен, занявшая третье место в первом туре президентских выборов, сделала долгожданное заявление. Она объявила, что не поддерживает ни одного из кандидатов во втором туре и 6 мая опустит в урну пустой бюллетень. Такое политическое воздержание — в первую очередь, удар по Саркози. Именно он рассчитывал перетянуть на свою сторону ультраправый электорат Ле Пен. Позиции Саркози подкосил и разгорающийся скандал вокруг издания Mediapart, сообщившего о спонсорстве президента режимом Каддафи.
День весны и труда накануне дня выборов получился совсем не таким, каким его привыкли видеть и отмечать французы. Лишний выходной на решающей неделе для кандидатов — последний повод эффектно собрать сторонников.
1 мая во Франции — традиционно левый праздник. Профсоюзы симпатизируют социалистам. Но сегодня на улицах Парижа кроме привычного "Мир, труд, май!" звучат и совсем другие лозунги: "Француз, проснись, ты у себя дома!". Патриотические речевки с националистическим оттенком — кредо ультраправых, которых во Франции оказалось больше, чем думали: 6,5 миллиона человек проголосовали в первом туре за Марин Ле Пен.
Ультрапатриоты, выступающие за высылку иммигрантов, закрытие французских границ, выход из Евросоюза, Еврозоны и НАТО, — последняя надежда Николя Саркози. Предвыборная арифметика показывает: если три четверти избирателей Ле Пен отдадут голоса действующему президенту, у него появится хоть и небольшой, но шанс обойти победителя первого тура социалиста Франсуа Олланда. Поэтому за выступлением Ле Пен, которая еще неделю назад выбыла из гонки, сегодня следила вся страна.
"Вы — свободные люди! Вы вольны голосовать по собственной совести за кого захотите. Но я не доверяю ни одному из кандидатов. Они хотят победы для своих партий, но Франция от этого только проигрывает. Я опущу в урну пустой конверт", — заявила Марин Ле Пен.
Лишившийся поддержки Ле Пен Николя Саркози фоном для своего выступления выбрал Эйфелеву башню, а темой — критику профсоюзов. Он заявил, что собирает — в противовес им — "настоящих работников". Агрессия — новая тактика Саркози. Терять президенту-кандидату уже нечего.
"Они выбрали красное знамя — флаг, цвет которого напоминает о множестве диктатур. Но это всего лишь знамя партии, а наш триколор — знамя всей страны", — сказал Саркози.
Он отчаянно пытается защитить репутацию: парижская прокуратура начала расследование против сайта, опубликовавшего на днях предполагаемое доказательство того, что Саркози получал деньги от Муамара Каддафи.
Франсуа Олланд тем временем поддерживает образ скромного и бесконфликтного политика: он решил уехать из Парижа, якобы чтобы не политизировать праздник трудящихся. Красные знамена профсоюзов и без того — хорошая агитация.
Уже 2 мая главных соперников ждет первая и единственная в этой кампании телевизионная дуэль. И для миллионов французов ее исход станет последним аргументом в выборе президента республики.