Святейший Патриарх Кирилл — с визитом в Китае. Предстоятель уже встретился с председателем КНР, а в программе — посещение мест в Поднебесной, где исторически закрепилось русское православие.
Любопытно, что христианство пришло в Китай даже раньше, чем в Киев. Но спустя два с половиной века существования эта, как ее называли тогда китайцы, "сияющая религия", была запрещена в 845 году императорским указом.
Православие в Китае — с XVII века, а Петр Великий дал там новый импульс нашему миссионерству. Еще в 1700 году он издал вот такой указ: "Божьей помощью исподволь в Китае и Сибири в слепоте идолослужения и прочих неверствиях закоснелых человек приводить в познание, служение и поклонение истинного живого Бога".
Впрочем, от истории далекой — к тому, как делается история сегодня. Никто из предшественников Святейшего Патриарха Кирилла в Китае не был. Так что сейчас — в полном смысле исторический визит.
На крутых подъемах и спусках теряющейся за горизонтом Великой китайской стены было особенно многолюдно. О том, что сюда приедет московский Первосвятитель, знали не только православные верующие Поднебесной (они еще засветло стали стекаться со всех сторон страны), но и сотни иностранных туристов. И когда Патриарх Кирилл обратился к ним на английском, предложив вместе менять мир, его слова встретили аплодисментами.
Для верующих, особенно из Китая и России, эта встреча на вершине стены — исторической границе двух цивилизаций соседей – была, конечно, символична.
"Диалог веков" — именно так в Китае назвали встречу Патриарха и председателя КНР Си Дзиньпина — проходил в 300-летний юбилей российской духовной миссии в Поднебесной, которая появилась еще задолго до официальных дипотношений между странами.
В Китае нет официального запрета на деятельность религиозных конфессий, в том числе православия. Но есть существенная деталь: иностранные миссионеры служить в стране не могут. А собственных священнослужителей в Китае почти не осталось. И все же после лет культурной революции в Китае вновь открывают храмы, главным образом — в провинциях Синьчжун и Внутренняя Монголия.
В Китае живут пятнадцать тысяч православных верующих. Но Китайская автономная Православная Церковь сегодня не имеет своего епископата. Двое китайских студентов проходят обучение в Московской духовной семинарии и скоро будут рукоположены во священники. Забота о верующих — сегодня особый долг Патриарха Кирилла.
"Мои родители крестили меня в Харбине. Я помню церковные службы. Конечно, в Китае есть проблемы с пастырями. Надеемся, Московский Патриарх поможет нашим верующим", — сказал православный верующий Сан Ху.
С православными верующими Патриарх встретился на территории посольства России в Китае – когда-то российской православной миссии, где уже бывал в сане митрополита.
На встречу приехали потомки албазинских казаков, крещеные китайцы совсем не говорящие по-русски. Верующие не могли сдержать эмоций.
"Были трудные времена, но я не забыл ни русский язык, ни православную веру", — сказал православный верующий Алексей Джан.
На встрече был и известный артист Николай Караченцов, проходящий в Китае лечение. В храме Успения Пресвятой Богородицы, когда-то первом православном приходе, где произошло первое соприкосновение двух народов, Патриарх отслужил Божественную литургию.
"В течение последних лет Русская Церковь осознавала особую ответственность за судьбу двух стран двух народов. Именно потому, что Россия была представлена духовной миссией, объясняется мирное присутствие нашей страны на китайской земле", — подчеркнул Патриарх Кирилл.
Русская Православная Церковь и сегодня является одной из главных сил, объединяющих соотечественников. Главными центрами остаются Харбин и Шанхай. В Шанхае русская православная община открыла восемь приходов. Один из них – Свято-Николаевский храм-памятник.
После культурной революции он был превращен в клуб, но три года назад Русской Православной Церкви удалось договориться, чтобы в храме-памятнике по большим праздникам теперь совершались богослужения.
За 300-летнюю историю православие стало уникальной и неотъемлемой частью многообразной духовной культуры Китая. Русская Православная Церковь продолжает диалог с властями Поднебесной, чтобы в поруганные храмы вновь вернулась духовная жизнь.