Выборы во Франции остаются одной из самых обсуждаемых мировых тем. Там стартовал решающий этап предвыборной кампании — подготовка ко второму туру, который состоится 6 мая. Действующий глава государства Николя Саркози и кандидат от социалистов Франсуа Олланд сейчас борются за голоса сторонников Марин Ле Пен, которую в первом туре поддержали более 18 процентов избирателей. Сама лидер ультраправых уже заявила, что агитировать за кого-либо не собирается.
На передел голосов у Николя Саркози и Франсуа Олланда остается меньше двух недель. Второй тур президентских выборов во Франции– 6 мая. К этому сроку кандидатам нужно заручиться поддержкой тех, кто голосовал за выбывших из борьбы. Например, тех 18 процентов, что поддержали крайне правых – "Национальный фронт" и Марин Ле Пен.
"Нужно уважать избирателей, отдавших голоса за "Национальный фронт". Это их выбор, они выразили свое мнение. Упрекать их нельзя, ведь выборы проходят в период кризиса. И я скажу этим людям: я услышал вас", — обещает президент Франции Николя Саркози.
"Я не буду искать симпатий среди сторонников ультраправых. Сейчас их поддерживают многие, и это вина Николя Саркози. Но некоторые избиратели голосовали за ультраправых, потому что они злы на Саркози. И вот на них я надеюсь", — говорит другой кандидат Франсуа Олланд.
Риторика двоих претендентов на пост главы государства самой Марин Ле Пен пока не близка. Она заявила, что не собирается поддерживать ни Олланда, ни Саркози. А ее избирателей убедить не удастся.
"Теперь месье Олланд и месье Саркози пытаются добиться расположения тех, кто голосовал за меня в первом туре. Один из них – Олланд – говорит, что люди повернулись ко мне лицом лишь потому, что не знали, куда податься. Саркози объясняет, что это кризисные выборы. Но нет, это было голосование в знак согласия. Отдавшие мне голоса – точно знают, чего хотят", — уверена экс-кандидат в президенты Франции от "Национального фронта" Марин Ле Пен.
Для "Национального фронта" планка в 18 процентов – это исторический рекорд. В блогах многие французы недоумевают: как жить в стране, где каждый пятый, оказывается, радикальных взглядов?
- В нашей деревне, где проживает всего 200 человек, явка составила 79 процентов. И хотя большинство голосовали за Олланда, Марин Ле Пен тоже получила много голосов. Треть жителей нашей деревни проголосовали за нее и за Саркози. Стало немного не по себе, когда мы узнали, что треть нашей деревни придерживается ультраправых взглядов.
- Со дня выборов читаю все, что могу найти, любую аналитику, чтобы понять хоть немного, куда же Франция пришла. И все, что я вижу, очень печально. Я проголосую за Саркози во втором туре, я за него голосовал в 2007 году, но это решение никак мою тревогу не снимает.
За ходом выборов во Франции пристально следит вся Европа. Так, уже изменились настроения в Берлине. Если раньше там обещали поддержать Саркози, теперь представители Меркель лаконично заявили: "Канцлер будет работать с любым президентом". По мнению некоторых аналитиков, сейчас Меркель, которая якобы осознала неэффективность тотальной экономии, куда ближе Олланд, заявляющий о намерении пересмотреть условия европейского бюджетного пакта.
Эксперты говорят: во втором туре президентских выборов во Франции разница вновь составит считаные проценты. Но этот небольшой разрыв в итоге может определить будущее не только Пятой республики, но и единой Европы.