В Крымске уцелевшие дома в срочном порядке подключают к коммуникациям. Газ за минувшие сутки вернули в 23 тысячи домов. Сейчас на очереди — восстановление системы водоснабжения. Хуже тем, кто остался совсем без жилья, или тем, чьи дома вот-вот разрушатся.
От разрушенных домов до русла реки Адагум, которая вышла из берегов, — примерно полкилометра. Наводнение было такой силы, что валило бетонные заборы, а в некоторых дворах вода стояла до второго этажа.
Общежитие местного колледжа. Завалы здесь разбирают всем миром. На помощь коллегам из Краснодара прибыли студенты Кубанского агротехникума. Огромный двор колледжа — под толстым слоем ила. На то, чтобы очистить его, даже у дюжих студентов уходит весь день. В общежитии все, что находилось на первом этаже, пришло в негодность. Постели, мебель, книги — все это теперь вывозят на свалку. Само здание сильно повреждено. Бетонные полы вздулись как картон.
В кварталы частного сектора, те, что на правом берегу реки, помощь пришла только сегодня. На улицах Красноармейской и Краснофлотской работают третьекурсники Академии гражданской защиты. "Наша задача — очистка здания от грязи, вывоз мусора, — рассказывает Оксана Погорелова. — Стараемся работать адресно, то есть там, где погибли люди, и осталась бабушка или дедушка, то есть тем людям, которые физически не в состоянии выполнить ту работу, которая требуется".
Вместе со спасателями дворы обходят ветеринары. В этом районе много павших животных — их нужно как можно скорее захоронить.
Семья Соболевых живет практически на улице с той самой ночи. Их дом не смыло только потому, что совсем недавно его обложили кирпичом, но заходить внутрь люди боятся — может рухнуть в любой момент. "Конечно, куда нам оставаться — там все валится, обваленный потолок, стены, вот-вот все завалится", — рассказывают пострадавшие.
Но Соболевы уже и не надеются, что им кто-нибудь поможет. Многие семьи до сих пор еще не получили и те обязательные 10 тысяч на человека. Кого-то не включают под разными предлогами в списки. Кому-то — как многодетной Тамаре Кузьминой — выдают только часть полагающейся по закону денег.
"У нас — четверо детей, — рассказывает женщина. — Выплату произвели на одного ребенка из четверых. Остальные, получается, что есть не хотят. У нас в составе семьи — 6 человек. Что мы — зря спаслись что ли?"
На месте оперативное решение по выплатам принимает краевой министр финансов. Он уверяет, что уже создана специальная комиссия, которая будет разбираться по каждому конкретному случаю.
Кубанское руководство ежедневно заявляет, что единовременную помощь в 10 тысяч рублей получат все пострадавшие, и деньги для половины из них уже поступили в почтовые отделения Крымска. Списки же по разрушенному и поврежденному жилью будут окончательно сформированы в среду, 11 июня, а уже 12-го их передадут в правительство.