Борис Березовский 23 марта был найден мертвым в своем доме в пригороде Лондона. Версии кончины полиция не сообщает. Ждут вскрытия. Дом оцеплен. Беглый олигарх оставил после себя долги и скандальную славу.
Известие о смерти Бориса Березовского стало таким неожиданным для тех, кто за ним наблюдал долгие годы, что поначалу его кончину восприняли как очередной трюк или начало какого-то нового политического проекта.
Для инфаркта он был слишком крепок. Единственная клиника, которую он посещал в последние пять месяцев, — "Тель Хашомер" в Израиле. Но здесь он поправлял лишь свое психическое здоровье. Его лечили от депрессии, возникшей у него после провального суда с Абрамовичем. Ни на что больше он не жаловался. Исправно ходил по любимым ресторанам, привычно пил вино и никаких диет, по наблюдениям официантов, не держал.
На самоубийство, по словам его соратников, он был неспособен — слишком хорошо за свою насыщенную жизнь он научился держать удар и всякий раз после этого восходить на новые высоты. А своей игрой со смертью Березовский всю жизнь только бравировал.
Математик по призванию и махинатор по факту. Поняв с приходом Горбачева, что началось его время, он заработал свои первые миллионы на "Жигулях", по сути похитив тысячи автомобилей при помощи криминального таланта Бадри Патаркацишвили. Тот потом обеспечит Березовскому связи с бандитским миром, и они вместе силой войдут в акционеры ряда фабрик и заводов.
Власть, к которой уже при наличии денег подкрался Березовский, дала ему уже очень большие деньги. Именно тогда он понял, что это и есть настоящий бизнес. После удачных выборов Ельцина он хватает на залоговом аукционе "Сибнефть", зарабатывает на чеченской войне, оккупирует СМИ, продолжает планомерно грабить "Аэрофлот".
Приход Путина смешал все его карты. Как потом признавался Березовский, он сам сильно просчитался, заняв сторону тех, кто ставил ставку на сильного премьера при слабом Ельцине.
Вся его дальнейшая жизнь становится местью тем, кто оторвал его от "кормушки". Он генерирует проект за проектом: похищение и планирование убийства кандидата в президенты Ивана Рыбкина, "оранжевая" революция на Украине с целью привести к власти антипутинского Ющенко, подготовка теракта против самого Ющенко, чтобы все обвинили Москву. На политические проекты Березовский не жалел денег. Только оранжисты обошлись олигарху в сумму, как триста картин Энди Уорхола с аукциона Christies. И он тратился на политику не из романтики, а потому, что однажды понял: он не умеет зарабатывать большие деньги без политики.
Латвия. Здесь Березовский сумел честно заработать 18 тысяч евро. Он поставлял в латвийские школы программное обеспечение из Америки. Но не это его интересовало, а то, что в этой честной фирме, по некоторым данным, он стал партнером Нила Буша — родного брата президента Буша-младшего. Зачем? Затем же. Чтобы, как он умел в 90-х, подобраться истеблишменту, но теперь вашингтонскому. Вполне в стиле Березовского. Но сорвалось — американцев насторожил его уголовный шлейф из России.
А вот принца Майкла Кентского Березовский и Патаркацишвили привозили в Россию еще до бегства олигарха в Лондон. Автопробеги по Золотому кольцу, реклама "Боржоми", только что прихваченного Бадри. Потом британская пресса выяснит, что принцу в целом заплатили 300 тысяч фунтов, чтобы помог Борису Абрамовичу войти в благородное монаршее семейство Лондона. Проект "Принц" тоже сорвался, и Букингемский дворец для Березовского не открылся, как когда-то Кремль. Зато однажды Березовскому открылся дворец киргизский.
Максим Бакиев. Через него Березовский вышел на Курманбека, революционно взошедшего на ханский престол после "тюльпановой" революции, в которой Березовский тоже поучаствовал. Максим Бакиев, кстати, потом хоть займет денег Березовскому на суд с Абрамовичем.
А вот папа Курманбек тогда подвел. Он не успел отписать олигарху золотые прииски под Иссык-Кулем. Его вышвырнули из Бишкека так же, как Березовский помогал вышвырнуть Аскара Акаева.
Не вышло у Березовского и с Францией. По некоторым данным, он вложился в предвыборную кампанию одного из президентов, который, победив, его якобы не вспомнил. А за попытку шантажа французского президента Березовским тут же заинтересовалась жандармерия. Полный крах.
Финансовые махинации остановились после смерти Бадри — главного криминального спутника Березовского. Собственный конек — бизнес на политике — провалился.
"Я потерял смысл жизни. Я не хочу сейчас заниматься политикой. Мне 67 лет. Я не знаю, что мне дальше делать" — это слова из последнего интервью Березовского журналу Forbes. Перед самой смертью, когда Березовский, очевидно, понял, что и последний его проект — по смене власти в России — потерпел неудачу.
"Посидели мы часа два. Это было 6 января. Потом еще 7-го или 8-го увиделись. Я поднял тему возвращения в Россию. Он подхватил. Он сказал, что уже сделал такую заявку. Он поздравил нашего президента с днем рождения 7 октября и изложил свои взгляды и свое желание вернуться. Меня особенно тронула фраза, что он почти плачет, когда смотрит российские телевизионные каналы", — вспоминает лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
"Ничего я больше так не хочу, как вернуться Россию. Я абсолютно идеалистически представлял возможность построения демократической России и идеалистически представлял, что такое демократия в центре Европы. Поменял свое представление о пути России. Я не должен был уезжать из России", — скажет перед смертью Березовский.
Так что вряд ли его погубил проигранный суд с Абрамовичем. Без денег, вопреки существующему мнению, он не остался. Только от сделки по продаже "Боржоми", по некоторым данным, он получил 200 миллионов долларов, а это или безбедная жизнь, или несколько "оранжевых" революций. Так что продажа "Красного Ленина" — это, скорее, фарс. Очевидно, Березовский просто понял, что все механизмы бизнеса на политике, которые он однажды гениально отстроил, больше не актуальны в новых условиях — нет спроса.
"Я пришел к выводу, что бизнес — это не обязательно то, что связано с твоей непосредственной профессией. Бизнес — это то, на что есть спрос", — говорил Борис Березовский.
Очевидно, он просто пережил свое время и ушел вместе с ним.