Во Франции подсчитали все бюллетени после второго тура президентских выборов. По данным МВД, Франсуа Олланд набрал почти 52%, Николя Саркози — чуть больше 48. Явка составила 80%. Всю ночь Олланд принимал поздравления, в том числе и от своего соперника — Саркози признал поражение и объявил об уходе из политики.
Всего два часа на то, чтобы узнать, кто станет следующим президентом Франции. Первые избирательные участки в Пятой Республике закрываются в шесть вечера, последние — в восемь. Разницы хватает, чтобы подвести первые предварительные итоги. И по первым же цифрам на гигантском экране в толпе сторонников ясно: это победа, Олланд — президент.
В толпе — французы всех мастей. Самый высокий процент Франсуа Олланд получил в заморских территориях Франции, а на континенте за него проголосовали почти все вчерашние иммигранты из стран Магриба — в отличие от Саркози, он не обещал усложнить жизнь приезжим.
Свою первую победную речь Олланд произнес в городе Тюлле — своем политическом бастионе. Через пару часов он уже в Париже, на площади Бастилии. От него ждали повторения слов Франсуа Миттерана: сразу после победы в 1981-м первый левый президент в истории Пятой Республики не удержался и произнес: "Вот так дела". Но Олланд, который всю кампанию старательно копировал кумира, на этот раз отошел от канона.
"Я не знаю, слышно ли меня сейчас, но я вас услышал. Я услышал вашу волю к переменам. Я услышал вашу силу, вашу надежду и хочу выразить вам свою благодарность. Спасибо вам за то, что позволили мне стать президентом Республики. Ровно через тридцать один год вы сделали меня преемником Миттерана", — заявил Олланд.
Олланд назвал себя "президентом молодежи", и с этим трудно поспорить: на лощади Бастилии трудно было встретить кого-то старше двадцати пяти. Самому Олланду — 57, четверо взрослых детей от прошлой соперницы Саркози Сиголян Руаяль. С его победой всему миру предстоит научится произносить имя первой в истории Франции гражданской первой леди — Валери Триервейлер.
Площадь Бастилии — это не просто место, где дважды отмечал победу последний французcкий президент-социалист Франсуа Миттеран. Это символ перемен, на которые способна Франция. Победа Франсуа Олланда — это, конечно, не великая французская революция. Едва закончится ликование, избиратели начнут задавать себе вопрос: насколько быстро начнутся изменения, обещанные сегодняшним победителем?
Олланд выиграл под лозунгом: "Перемены — сейчас!" Но все его обещания — вернуть пенсию в 60 лет, обложить сверхналогом миллионеров, создать десятки тысяч рабочих мест, добиться от Евросоюза изменения принятых с подачи Меркель и Саркози антикризисных мер — неисполнимы до так называемого третьего тура — парламентских выборов, которые состоятся в июне. И на них социалистам еще предстоит получить большинство, которое пока что остается за правыми.