Причинами катастрофы аэробуса А-330 авиакомпании Air France Рио-де-Жанейро — Париж в июне 2009 года стали человеческий фактор и технические неисправности. Такой вывод содержится в итоговом докладе, который представило в четверг французское Бюро расследования и анализа катастроф (БРА).
Эксперты, по сути, повторили заключения, сделанные ими летом прошлого года во время предварительного анализа причин катастрофы, унесшей жизни 228 человек. Оно было сделано на основе данных бортовых самописцев, поднятых со дна Атлантики.
Вместе с тем в новом варианте возросло число рекомендаций, как не допустить в будущем таких трагедий (с 41 до 66 параграфов). Одна из рекомендаций – уделять повышенное внимание качеству подготовки летчиков, чтобы они лучше знали, как работают системы самолета в экстренных ситуациях".
Авария произошла из-за проблем, возникших вследствие особенностей конструкции самолета и неправильных действий пилотов в стрессовых обстоятельствах, считают эксперты. "Экипаж находился в том состоянии, когда он почти потерял контроль над ситуацией", — заявил руководитель экспертной группы БРА Ален Буйяр. — пилоты до последней минуты не понимали, что самолет падает".
Один из пилотов примерно за восемь минут до окончания работы самописцев предупредил экипаж о входе в зону высокой турбулентности. Затем пилоты предупредили, что они входят в зону сильной турбулентности и констатировали разночтения в данных, в частности, скорости, перед тем, как прервалась запись.
Примерно за две с половиной минуты до этого один из пилотов заявил — нет ни одного достоверного показателя. Чуть позже отключился автопилот. Это произошло, по мнению экспертов, из-за обледенения произведенных во Франции датчиков скорости полета. В течение примерно одной минуты приборы показывали абсолютно разные данные, причем один из них указывал на резкое снижение скорости полета.
Затем произошло сваливание самолета. Лайнер ударился о поверхность океана через 3 минуты и 30 секунд после этого – на огромной скорости со слегка задранным носом. В 02:14 ночи записи самописцев прерываются. Командир корабля так и не взял управление на себя, уточнило БРА, передает ИТАР-ТАСС.
Обломки самолета были обнаружены спустя несколько дней после крушения, гораздо больше времени занял поиск черных ящиков – они были найдены на дне океана спустя без малого два года. Операция по их извлечению при помощи подводного робота обошлась в 32 миллиона евро (примерно 40 миллионов долларов). Компании Air France и Airbus до сих пор ведут ожесточенные дискуссии о причинах катастрофы, перекладывая друг на друга основную ответственность за случившееся.