Пойманных накануне в Аденском проливе пиратов пришлось отпустить. Причиной стало то, что международное право в настоящее время не предусматривает действенных механизмов наказания пиратов. Прокомментировал эту ситуацию для "Вести ФМ" постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин.
"Вести ФМ": Дмитрий Олегович, здравствуйте!
Рогозин: Здравствуйте!
"Вести ФМ": Скажите, теперь всех пиратов придется отпускать, пока международное сообщество не договорится о том, как их наказывать?
Рогозин: Действительно, это какая-то игра с нулевой суммой, потому что тратятся огромные средства на борьбу с пиратами, государства пытаются обеспечить с помощью вооруженных сил мирное судоходство. Пираты уже превратились из флибустьеров в настоящих бандитов, то есть они ведут необъявленную войну против всех гражданских судов и экипажей, которые на этих судах. А международное сообщество – оно лишь только всё спорит: нужно – не нужно, какие там операции проводить в этой зоне. Тем временем от России есть предложения создать специальный международный трибунал для осуждения пиратов, потому что на территории Сомали их судить невозможно, там нет ни толковой государственности - она развалена, находится под угрозой - ни тем более судебной системы. Значит, их надо тащить на свою собственную территорию, допустим, в Россию, и судить их по нашим законам? А что с ними делать, когда они выходят из тюрьмы? Покупать им билеты для того, чтобы отправить их обратно в Сомали или давать им гражданство Российской Федерации?
"Вести ФМ": А нужны ли нам еще одни проблемы внутри страны, связанные с пиратами, которые находятся от нас очень далеко?
Рогозин: Поэтому я и говорю, что нам эти проблемы не нужны. Я вам в качестве примера приведу Германию: немецкие военнослужащие захваченных пиратов привезли в Германию, германский суд их осудил года на полтора, после чего они вышли на свободу и тут же стали претендовать на натурализацию, то есть на вид на жительство. А потом и на гражданство у Европейского союза. Причем, самое любопытное, что семьи этих пиратов, как только их захватили немецкие военнослужащие, тут же сами выехали правдами-неправдами в Германию и сидят у тюрьмы на лавочке в ожидании, когда их братья или мужья выйдут, и они тоже вместе с ними получат германское гражданство. Эта ситуация похожа на правовой идиотизм.
"Вести ФМ": Можно здесь как-то быстро проблему решить и создать трибунал?
Рогозин: Проблема в том, что сейчас пытаются найти какую-то иную возможность, договориться с одним из африканских государств, чтобы это государство принимало на себя захваченных арестованных пиратов и предавало их суду. Но ни одно африканское государство тоже на это идти с большим энтузиазмом не хочет. Поэтому придется платить какие-то моральные или экономические компенсации, скорее всего. Либо, я еще раз говорю, самый надежный вариант - воспользоваться российской инициативой по созданию специального международного трибунала для морского разбоя, для морских разбойников, пиратов. Но, если этот вопрос не будет решен в ближайшее время, то это открывает свободу рук для тех государств, которые имеют военно-морские силы в зоне Аденского залива и которые будут импровизировать: кто-то будет оставлять, как мы, например, этих пиратов в открытом море в их же лодке, кто-то будет прибегать к каким-то иным средствам, в том числе - физическому уничтожению этих пиратов, а потом скрывать, что произошло. То есть эта импровизация никому не нужна. Я в этой связи хочу на ближайшем же посольском заседании Совета России-НАТО 19 мая поставить вопрос ребром, потому что если этот вопрос не будет решен, то это создаст, я еще раз говорю, правовой нигилизм, правовую излишнюю свободу в том, что касается действий вооруженных сил отдельных стран по отношению к пиратам. Еще раз хочу сказать, речь идет не о какой-то забаве. Это бандиты, они с оружием в руках нападают на наших граждан, покушаются на их жизнь.
"Вести ФМ": Может Россия объявить, что вопрос не решается и мы будем действовать по своему усмотрению?
Рогозин: Мы, безусловно, будем предпринимать свои действия в соответствии с пониманием нами военно-морских законов, с пониманием нами уровня гуманизма, который допустим в такого рода ситуациях. Но еще раз говорю, выпускать просто так пиратов, чтобы они через пару недель снова нападали на наши суда – это ситуация сомнительная, крайне вынужденная. Поэтому все-таки мы предполагаем активизировать международные дипломатические усилия с тем, чтобы заставить наших партнеров наконец-то сообразить не по одному, а на всех. И создать тот трибунал, который и необходим в ситуации, когда сама Сомали не может судить собственных разбойников.
Полностью интервью с Дмитрием Рогозиным слушайте в аудиофайле.
Читайте также по теме: