Итоги расследования катастрофы под Смоленском самолёта Ту-154М, на борту которого находилась польская делегация во главе с президентом страны Лехом Качиньским, обнародовал Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Главной причиной катастрофы назван человеческий фактор.
Самолёт президента Польши с членами официальной делегации разбился 10 апреля под Смоленском, где Лех Качиньский должен был участвовать в траурных мероприятиях в Катыни. Погибли все 96 человек, которые находились на борту .
Окончательный отчёт
Международным авиационным комитетом был подготовлена реконструкция событий, предшествовавших катастрофе. Непосредственной причиной катастрофы Ту-154М эксперты назвали непринятие экипажем самолета польского президента Леха Качинского решения об уходе на запасной аэродром. Вместо того, чтобы уйти на запасной аэродром, экипаж принял роковое решение сажать Ту-154 в аэропорту Северный, несмотря на плохие метеоусловия.
Причины катастрофы
Системными причинами катастрофы, по словам председателя МАК Татьяны Анодиной, стали существенные недостатки в организации лётной работы и подготовке членов экипажа. По словам главы МАК, сопутствующие факторы авиакатастрофы также связаны преимущественно с действиями экипажа. Это – неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами со стороны командира воздушного судна, значительный перерыв в полётах в сложных метеоусловиях у командира корабля, а также его малый опыт в выполнении заходов на посадку по неточным системам.
Среди сопутствующих катастрофе факторов названы также преждевременный переход штурманом экипажа на отсчёт высоты по радиовысотомеру в условиях интенсивно меняющегося рельефа подстилающей поверхности, выполнение полёта с включенным автопилотом и автоматом тяги до высот, значительно меньших высоты принятия решения. Кроме того, среди сопутствующих факторов – запоздалое начало снижения на посадочной прямой и, как следствие, повышенная скорость снижения.
Впрочем, установлено, что на лётчиков оказывалось давление со стороны высокопоставленных пассажиров.
Пилоты боялись уходить на запасной аэродром
По мнению экспертов МАК, непосредственной причиной авиакатастрофы 10 апреля 2010 года под Смоленском стало то, что экипаж воздушного судна не принял решения совершить посадку на запасном аэродроме.
Уже на подлёте к Смоленску о плохих погодных условиях говорили диспетчеры Северного: при необходимости экипаж должен быть готовым уйти на запасной аэродром. Но, судя по разговорам в кабине, это очень не понравилось бы главному пассажиру. Помимо всего прочего, рядом с пилотами находились посторонние лица. Польские эксперты по голосам опознали руководителя протокола и главкома ВВС Польши.
Пилоты боялись рассердить руководителя страны Леха Качиньского отказом садиться на аэродром в условиях плохой видимости. Они старались посадить борт №1 во что бы то ни стало.
В кабине пилотов находились посторонние
В кабине экипажа польского президентского авиалайнера постоянно находились посторонние – глава президентского протокола и главком ВВС Польши. Они могли оказать на пилотов самолёта сильнейшее моральное давление. А главком ВВС Польши был к тому же ещё и пьян. В его крови было обнаружено 0,6 промилле этилового спирта.
На пилотов давили психологически
"По заключению технических экспертов и авиационных психологов, в том числе польских, присутствие главнокомандующего республики в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командира о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющей доминантной целью выполнения посадки – во что бы то ни стало", – подчеркнула Татьяна Анодина.
Самолёт сажали без разрешения диспетчера
Экспертами МАК установлено, что диспетчер фактически не разрешил лайнеру посадку, оставив этот вопрос целиком на усмотрение командира воздушного судна. "Диспетчер произнёс: "Посадка дополнительно". Это значит, что он не разрешил посадку", – пояснил глава технической комиссии МАК Алексей Морозов.
Командир воздушного судна при получении такой фразы должен был сообщить, что берёт ответственность на себя. "Но до пролёта высоты 100 метров никакого доклада диспетчеру не поступало", – подчеркнул председатель техкомиссии.
Техника на борту работала до последнего
В мае 2010 года МАК опубликовал предварительные итоги работы, которую провела техническая комиссия комитета в связи с катастрофой польского борта №1. Было установлено, что теракта, взрыва, пожара на борту, отказов авиационной техники в полёте президентского самолёта не было. "Двигатели работали вплоть до столкновения с землей", – отметила тогда глава МАК Татьяна Анодина.
По её словам, аэродром Смоленск-Северный и его оборудование пригодны к приёму самолётов различных классов, в том числе Як-40 и Ту-154. Она также отметила, что была включена, работоспособна и передавала необходимую информацию экипажу система предупреждения столкновения. Кроме того, отмечается, что самолёт располагал достаточным топливом, которое позволило бы пилотам увести лайнер на запасной аэропорт. Также была включена и работоспособна навигационная система самолёта, а пилоты были в курсе оперативной метеорологической обстановки и запасных аэродромах от диспетчерских пунктов Минска, аэродрома Смоленска, а также от экипажа самолёта Як-40 Минобороны Польши, который за полтора часа до катастрофы президентского самолёта благополучно приземлился в аэропорту назначения.
Анализ с учётом замечаний
Россия уже ранее передала Польше записи бортовых самописцев и ряд других документов, связанных с расследованием этой трагедии, на основании которых польские эксперты пришли к выводу об исправности самолёта. Предварительные итоги расследования МАК были переданы уполномоченному представителю Польши Эдмунду Клиху 20 октября 2010 года. Россия передала Польше 60 томов документации по авиакатастрофе самолёта Качиньского объёмом более 20 тысяч страниц. После этого польская сторона передала России свои замечания к отчёту на 150 страницах.
Отчёт о катастрофе опубликуют на трёх языках
Учитывая общественный резонанс и значимость доведения до общественности результатов расследования, отчёт о расследовании авиакатастрофы под Смоленском будет опубликован на русском и английском языках. К отчёту будут приложены замечания Польши как страны, в которой было зарегистрировано потерпевшее крушение воздушное судно. Эти материалы будут опубликованы на польском языке.