Рассмотрение по существу дела о подрыве "Невского экспресса" назначено на 12 сентября. Сегодня это решение было принято в ходе предварительных слушаний, которые прошли в Тверском областном суде. На скамье подсудимых – 10 человек. Материалы дела составляют более 100 томов.
В зал заседания журналистов пустили только на несколько минут – рассмотрение дела будет проходить в закрытом режиме коллегией из трех судей Тверского областного суда. Некоторые собранные материалы носят гриф "Секретно".
Десять подсудимых поначалу на появление телекамер реагировали раздраженно, возмущались, что их снимают. Потом перестали обращать внимание на журналистов и сидели что-то обсуждали между собой. На скамье подсудимых уроженцы Ингушетии – девять членов одной семьи Картоевых и Зелимхан Аушев. Адвокат подсудимых уверен, что сможет доказать их невиновность.
"Доказательства собраны с нарушениями", – утверждает адвокат Муса Плиев.
Трагедия произошла 27 ноября 2009 года. На камере мобильного телефона одного из пассажиров были запечатлены искореженные вагоны, согнутые от страшного удара рельсы, разбросанные по земле шпалы, личные вещи людей и вырванные сиденья.
Несмотря на шок, панику удалось пресечь в первые же минуты. В полной темноте проводники состава и пассажиры вытаскивали людей, оставшихся без сознания и потерявших много крови. Профессиональная помощь пассажирам поезда придет только через полтора часа после крушения, когда к месту катастрофы в труднопроходимом лесу смогут пробиться спасатели и врачи.
Взрыв прогремел под самым локомотивом на 285 километре участка Октябрьской железной дороги. Первые вагоны по инерции на большой скорости проскочили над воронкой. Последние три выбросило под откос. Место подрыва было выбрано не случайно. Кругом – глухие леса, деревень мало, в основном дачи, где никто не живет поздней осенью. Дороги плохие, то есть помощь к пострадавшим от теракта подоспеет не скоро.
В том месте железнодорожное полотно проходит по небольшому возвышению – поезд в случае взрыва покатится под откос, что тоже было учтено. В первые же часы работы следственной группы на месте теракта были изъяты вещественные доказательства – остатки взрывчатки, проводов, самодельной бомбы. Были опрошены свидетели, и по их описаниям составлены фотороботы странных чужаков, которых видели несколько раз в этих глухих местах незадолго до трагедии.
В 2010 году, четыре месяца спустя после теракта, в ингушском селе Экажево спецназом ФСБ были задержаны подозреваемые в совершении подрыва "Невского экспресса".
"Непосредственный исполнитель теракта Магомед Картоев был уничтожен во время операции", – уточнил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
Тогда же спецназовцами был ликвидирован организатор и идейный вдохновитель подрыва поезда и многих других терактов, например, покушения на президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова – Саид Бурятский, он же Александр Тихомиров. Сын бурята и русской, принявший ислам, был одним из влиятельных полевых командиров, он же психологически обрабатывал молодых людей, готовил из них террористов-смертников.
А вот задержанные тогда в селе Экажево 10 человек, что сейчас находятся в Тверском суде, по мнению следствия, входили в банду, которую контролировал Саид Бурятский. Четверо из них сейчас обвиняются по статьям "Террористический акт", "Убийство", "Покушение на убийство". Остальным инкриминируется организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем, бандитизм, незаконное изготовление оружия.
По мнению следствия, доказательств собрано вполне достаточно. Например, в ходе операции в Экажево у тогда еще подозреваемых были изъяты образцы взрывчатки, аналогичной той, что применялась при подрыве "Невского экспресса". Сегодня состоялись предварительные слушания, а разбирать дело по существу суд начнет уже в середине сентября.