Андрей Светенко - автор рубрики "Антипечать" на радио "Вести ФМ" - о том, как не надо было писать о выборах в Великобритании.
Светенко: Выборы в английский парламент стали испытанием для СМИ, потому как показали, что сопротивляется конкретный материал - исторический и политологический - лихой, но поверхностной журналистской атаке. Во-первых, решительно во всех публикациях обыгрывается молодость Джеймса Кэмерона, лидера консерваторов. Показательный заголовок в интернет-ресурсе Газета.ру: "Самый молодой и консервативный". В том-то и дело, что не самый. Самым молодым в истории Великобритании премьер-министром был и остается Роберт Дженкинсон, 2-й граф Ливерпуль. Он стал премьером в возрасте 42-х лет, а Кэмерону в октябре этого года исполнится 44. Этот Дженкинсон вообще стал непреодолимым препятствием для наших журналистов. Те, кто про него все-таки что-то раскопали, уточняют, дескать, Джеймс Кэмерон самый молодой премьер за последние двести лет.
Лучше бы не уточняли. Потому что Дженкинсон стал премьер-министром Англии в 1812 году. С которого - двести лет еще не прошло. В общем, в этой части - вывод напрашивается один. Лучше бы уж его, Роберта Дженкинсона, не было вовсе. Дженкинсон с возу - журналистам легче.
Но кроме того, что Джеймс Кэмерон не самый молодой, его никак нельзя назвать самым конвервативным. Хотя бы потому, что он первый из лидеров консервативной партии, которому пришлось пойти на компромисс, заключить коалиционную сделку. То есть спрятать свои консервативные принципы... куда подальше.
И одним из главных принципов, которыми Кэмерон поступился, это готовность вынести на референдум вопрос об изменении избирательной системы в стране. В той же Газете.ру про это написано так: "Тори согласны отказаться от мажоритарной системы и ввести пропорциональную". Что такое пропорциональная система - нам хорошо известно. Это голосование не за конкретную кандидатуру, а за партии, которые потом формируют депутатский корпус из своих партийных списков. Так вот британцы ничего подобного делать не собираются. Речь идет о том, чтобы заменить систему, называемую First to go - когда депутатом становится тот, кто набрал хотя бы относительное большинство голосов, на систему Alternative vote, смысл которой в том, что избиратель указывает в бюллетене свои предпочтения, расставляя номера - 1, 2, 3, 4, 5 и так далее. То есть определяет очередность своих симпатий по отношению к баллотирующимся по данному округу кандидатам. И тогда, если никто из них не получает в первом туре абсолютного большинства, проводится второй тур голосования между первыми двумя, оказавшимися в этом рейтинге предпочтений. Такая система, кстати, уже существует на практике в Австралии. И ее-то британцы хотят перенять. Но объяснить это, - то что мы сейчас сделали, оказывается, невозможно.
Так же как и то, что Джеймс Кэмерон - потомок короля Вильгельма Четвертого, у которого законорожденных детей не было. Вот, решительно все отписали, что Кэмерон - королевских кровей. По отцу, - да. А по материнской линии он потомок простой лондонской актрисы Дороти Джордан, то есть совершенный неаристократ. Поэтому на трон и не претендует. А то ведь и такая мысль у читателя возникает.
Читайте также на сайте радио "Вести ФМ":
Некоторых первоклашек наделили привилегиями