Тема:

Лесные пожары в 2010 году 12 лет назад

Подмосковные торфяники стали лёгкой добычей огня

В Шатурском и Егорьевском районах Подмосковья специалисты МЧС продолжают тушение торфяных пожаров. Обнаружено более 20 очагов возгорания.

Подмосковные торфяники задымили столицу. Управы на них найти никак не удается. При высыхании торф плохо смачивается водой - это основная причина того, что пожары торфяные тушить крайне трудно. Что такое торфяники и почему они в жару горят, выяснял корреспондент "Вести ФМ" Сергей Гололобов.

Торфяники - дело рук человеческих, просто высушенные торфяные болота. Они нам достались от плана ГОЭЛРО. В 20-е годы прошлого века началось масштабное осушение болот в центральной части России - торф использовали в качестве топлива для электростанций. Нефтяной и гидроэнергетики тогда почти не было, уголь тяжело добывать и сложно везти, а торф - почти везде, говорит профессор кафедры почвоведения и экологии почв Санкт-Петербургского государственного университета Серафим Чуков.

"Торф - это растительные остатки средней степени разложения. Он бывает более разложенный, менее разложенный. Торфяные залежи часто имеют большую мощность. А при такой жаре и засухе они все высыхают на большую глубину и становятся легкой добычей огня", - поясняет Чуков.

Следующий этап осушения и мелиорации в 70-80-е был связан с программой подъёма Нечерноземья. И торф нужен был прежде всего как ценное удобрение. Теперь специалисты признают, что качество осушительных работ тогда было низким и ликвидировалось больше болот, чем требовалось. Этот просчет впервые сказался в 1972 году. Тогда сухая жара в Москве и Подмосковье наступила с третьей декады июня и продолжалась до 24 августа. Лесные и торфяные пожары за короткое время охватили центральные области России. Было уничтожено 650 тысяч гектаров леса. Дышать было абсолютно нечем. И ситуация была гораздо драматичнее, чем сейчас. Причем, как в 1972 году, так и сегодня основной причиной торфяных пожаров стал человеческий фактор, поясняет координатор по сохранению торфяных болот Международного бюро по сохранению водно-болотных угодий Татьяна Минаева.

"Дело в том, что наши торфяники, практически все, находятся вдоль дорог - это или бывшие осушенные сельхозугодия, которые уже вышли из пользования и заброшены, либо это торфяники, которые тоже потеряли своего пользователя в связи с разорением большинства торф предприятий. Земли бесхозные, осушенные. И, в общем-то, любая проезжающая машина, сигарета - этого вполне достаточно. Поэтому в основном это человеческий фактор", - комментирует Минаева.

Около 40 лет назад с торфяными пожарами в итоге справился только дождь, который пошел лишь в августе. Сейчас, вроде бы, технологии тушения пожаров уже другие, но с горящим торфом по-прежнему бороться очень тяжело, отмечает Серафим Чуков.

"При высыхании торф достаточно сильно гидрофобизиурется, то есть плохо смачивается водой. И вот это основная причина того, что торфяные пожары тушить крайне трудно, потому что торф плохо принимает в себя воду. Вода, которой заливают пожары, по большей части не впитывается в горящую массу торфа, а просачивается по каким-то порам и трещинам в глубину", - рассказывает Чуков.

Еще одна неприятная особенность торфа - из-за этой его пористой, неплотной структуры в глубинных слоях торфяников всё равно присутствует кислород. От этого горят они часто не на поверхности, а в глубине.

"Часто болота и скопления торфа армированы древесными корнями, часто на болотах бывает какая-то растительность. И при высыхании болот огонь может уходить на большую глубину, там могут выгорать большие полости, в которые есть опасность провалиться и людям, и технике. Такие случаи были", - утверждает Чуков.

Поэтому торфяной пожар лучше предотвратить, а не тушить – это дешевле и эффективнее. То есть все упирается в вопросы природопользования, убеждена Татьяна Минаева.


"Если у торфяника есть хозяин, он никогда не горит. Осушенные торфяники надо затоплять. Сейчас в Водном кодексе написано, что преимущественный способ рекультивации выработанных торфяников - это затопление под естественное заболачивание. Потому что это ценная экосистема. И в принципе по торфяным болотам природопользование сейчас совершенно не отрегулировано законодательно", - считает Минаева.

После сухого и дымного лета 2002 года МЧС и прочие уполномоченные структуры занялись разработкой планов по затоплению выработанных торфяников. Но дальше планов дело, судя по всему, не пошло, результатом чего стали нынешние торфяные пожары. Если и дальше ничего не делать, то, по мнению экспертов, торфяные пожары будут и впредь любым жарким летом.
 

Читайте также по теме:

Эксперт: если у торфяника есть хозяин, то он никогда не горит

Александр Басулин: ситуация с торфяниками сложная, но контролируемая

Смог усугубил экологию Москвы