Новая радиолокационная станция поставлена на боевое дежурство под Калининградом. В строй она введена досрочно, по приказу президента и после его заявления в связи с ситуацией вокруг американской ПРО в Европе. Как заявил Дмитрий Медведев, Россия готова дать адекватный ответ на возможную угрозу. И ввод калининградской РЛС – это первый сигнал такой готовности.
Новейший радар скрывается за фасадом казалось бы обычного технического здания. Но дело не в маскировке – современные технологии позволили сделать мощную антенну компактной и ускорить строительство. Стратегическую станцию смонтировали меньше чем за два года. 29 ноября она была введена в боевой состав космических войск.
"Товарищ Верховный главнокомандующий! Разрешите ввести радиолокационную станцию в режим "Боевая работа", – обратились к президенту военнослужащие.
"Разрешаю", – последовал ответ Дмитрия Медведева.
"Командир дежурных сил, ввести станцию в режим "Боевая работа", – последовал приказ.
"Есть! Товарищ командующий, станция в режиме "Боевая работа", – доложил персонал РЛС. После этого станция начала работать в дежурном режиме.
Это уже третья современная станция Системы предупреждения о ракетном нападении.
Подобная РЛС стоит в Армавире, прикрывает южное направление. Та, что в Ленинградской области, сканирует северо-запад. Калининградская отвечает за западное направление. В следующем году будет сдана радиолокационная станция в Иркутске.
Калининградский радар способен обнаруживать и сопровождать полтысячи целей на расстоянии до 6 тысяч километров. Получается, что отсюда, практически с берега Балтийского моря, радар работает по Атлантике вплоть до Ньюфаундленда, а главное, "накрывает" всю Европу.
Отслеживать возможные ракетные пуски с этой территории особенно важно, учитывая планы США по развертыванию ЕвроПРО.
"Мы и сейчас готовы использовать уникальные возможности этой станции вместе с нашими партнерами для противодействия возможным ракетным угрозам. К сожалению, мы пока не чувствуем желания наших американских и европейских коллег с нами заниматься соответствующей работой. Более того, та система европейской противоракетной обороны, которая в настоящий момент разворачивается, она очевидным образом бьет по нашим интересам. То есть, создает существенные проблемы для обеспечения безопасности Российской Федерации. В этом контексте и на основании моего решения, министерство обороны приступило к реализации объявленных мною 23 ноября мер противодействия соответствующим планам. Я рассчитываю, что данный шаг будет воспринят нашими западными партнерами, как первый сигнал готовности нашей страны к адекватному ответу на те угрозы, которые несет в себе система противоракетной обороны нашим стратегическим ядерным силам", – отметил президент России Дмитрий Медведев.
О целом ряде ответных на ЕвроПРО мер России президент сообщил в отдельном заявлении. Кроме немедленного ввода в боевой состав Калининградской РЛС, предполагается, что российские стратегические силы будут оборудованы комплексами преодоления ПРО, одновременно усиливается их прикрытие.
Кроме того, возможно и размещение ударных комплексов, нацеленных на инфраструктуру ПРО. Все эти меры будут приняты в комплексе в том случае, если точка невозврата в переговорах будет пройдена. Время еще есть.
"В любом случае нас более не могут удовлетворить обычные заявления о том, что создаваемая система поэтапного и адаптированного перехода к европейской и противоракетной обороне, она не направлена против Российской Федерации. Эти устные заявления, к сожалению, не гарантируют защиты наших интересов. Значит, если будут сделаны другие шаги, то, естественно, мы к ним готовы прислушаться. Но в любом случае, устных заявлений мало. Поэтому, когда нам говорят – это не против вас, мне хотелось сегодня сказать следующее: уважаемые друзья, та радиолокационная станция, которая сегодня начала работу, это тоже не против вас. Но это для вас и для решения тех задач, которые мы перед собой ставим", – особо оговорил Дмитрий Медведев.
Переговоры по ПРО продолжаются, но теперь очевидно с учетом нового фактора – Калининградская РЛС уже в боевом составе войск Воздушно-космической обороны России.