США не будут менять планы по созданию системы противоракетной обороны, но при этом рассчитывают на продолжение диалога с Россией. Так американский Госдеп отреагировал на заявление Дмитрия Медведева, в котором был представлен ответ Москвы на развёртывание ПРО в Европе. В Вашингтоне в очередной раз отметили, что система не направлена против России, но о подписании юридически обязывающего документа, где это было бы зафиксировано, речи по-прежнему не идёт. Получится ли при таких недомолвках диалог?
В сегодняшний день – Благодарения – американской дипмиссии при НАТО пришлось работать, хотя не собирались. Но заявление Дмитрия Медведева по теме ПРО потребовало внимательного изучения.
"При неблагоприятном развитии ситуации Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и, соответственно, контроля над вооружениями, заметил накануне российский лидер. – Кроме того, учитывая неразрывную взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, могут возникнуть основания для выхода нашей страны из договора об СНВ. Это предусмотрено самим смыслом договора. Тем не менее, еще раз хотел бы подчеркнуть: мы не закрываем дверь ни для продолжения диалога с Соединенными Штатами и Североатлантическим альянсом по вопросам противоракетной обороны, ни для практического сотрудничества в данной сфере".
О том, что такое заявление готовится, стало понятно после недавней встречи Медведева и Обамы. Тогда стороны публично признали – прогресса по теме противоракетной обороны у них нет. Штаты не отказываются от того, чтобы к 2020-му создать в Восточной Европе эшелон ПРО. Радиус действия натовских ракет-перехватчиков достигнет Урала. России предлагают не обращать на это внимания.
"Мы считаем, что наша система ПРО отражает растущую угрозу для наших союзников со стороны Ирана и не повлияет на стратегический баланс между США и Россией. Мы намерены продолжить диалог с Москвой", – заверил официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер.
Москва – тоже за диалог. Всё последнее время – попытки его наладить, чтобы подписать юридически обязывающие документы. Но партнеры не хотят. И ответ Москвы, сказал Медведев, будет достаточным и эффективным.
В Калининграде вводится в боевой состав система предупреждения о ракетном нападении. Усиливается прикрытие всех объектов ядерных сил России. Все новые стратегические баллистические ракеты оснащаются комплексами преодоления ПРО.
Вооруженные силы будут готовы разрушить информационные и управляющие средства европейской ПРО. Наша страна может выйти из договора об СНВ и развернуть ударный ракетный комплекс "Искандер" в Калининградской области. Все вместе будет реализовано, когда окажется пройденной точка невозврата.
"Точка невозврата – это есть утверждение архитектуры ПРО, – поясняет постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин. – И если Россия окончательно убедится в том, что речь идет уже о размещении элементов ПРО в зоне, откуда происходит контроль российских стратегических ядерных сил, то тогда и наш адаптивный подход будет реализован в полной мере, поэтому есть еще время для переговоров".
Утверждать архитектуру ПРО в НАТО хотят через год на саммите альянса. То есть время договориться есть. Предложение России известно.
"Мною была выдвинута инициатива создания в Европе совместной системы противоракетной обороны. Уж если заниматься ПРО, то мы предложили заниматься этим совместно. Такой системы, которая была бы построена по принципу секторов. Когда каждая сторона отвечает за определенный сектор. Более того, мы делали предложение, мы были готовы к дальнейшей модификации, с учетом мнения натовских партнеров", – напомнил российский президент.
Условие по-прежнему одно: новая конфигурация ПРО не должна угрожать России и тем самым создавать разделительные линии в Европе.