Скандальное заявление Ларса фон Триера о симпатиях к Адольфу Гитлеру, может поставить крест на карьере датского кинорежиссера. Организаторы Каннского фестиваля, которые 11 лет назад вручили фон Триеру "золотую пальмовую ветвь" за его фильм "Танцующая в темноте", теперь объявили режиссера персона нон грата. Что конкретно сказал Ларс фон Триер, и какие перспективы теперь ждут его картину "Меланхолия", которую называли одним из фаворитов фестиваля?
От любви до ненависти в Каннах лишь пара фраз. Руководство фестиваля думало сутки и в ответ на короткое: "о'кей, я – нацист..." – сегодня, после чрезвычайного заседания выпустило такое же короткое коммюнике: "Ларс фон Триер – персона нон грата".
Скандальная пресс-конференция, которую фон Триера дал накануне перед премьерой своей "Меланхолии", скорее всего, будет стоить датчанину золота – фильм понравился и журналистам, и критикам, но режиссера вдруг понесло. В ответ на вопрос про корни он попытался спровоцировать прессу – такое с ним регулярно случается. Но судя по выражению лица Кирстен Данст – она сидела рядом, в этот раз в выборе темы фон Триер сильно ошибся. "О Господи, это чудовищно", – вырвалось у актрисы после первого же заявления.
- Я хотел бы быть евреем. Но так уж получилось, что в моем роду немцы по фамилии Хартман. Я понимаю Гитлера, но думаю, что кое-что он все-таки сделал не так. Я понимаю его как человека – сидел он там в своем бункере. Я ему немного сочувствую. Но я не за войну и не против евреев. Я за них. Но не слишком, потому что государство Израиль, действительно, как кость в горле. Вообще-то я говорю об искусстве. О талантливом архитекторе-нацисте Альберте Шпеере, который мне очень нравится. Ладно, о'кей, я – нацист.
Рассуждая на тему нацизма, он запутался, потом, когда понял, что переборщил, начал шутить, но было поздно, Триеру не простили... Ни администрация, которая всегда считала его любимчиком, ни пресса – американские издания даже отказались печатать рецензии на "Меланхолию".
Нам, нацистам, нравятся масштабные проекты, рассуждал режиссер, завершая пресс-конференцию: "Возможно, я сниму что-нибудь наподобие "Окончательного решения еврейского вопроса". Но некоторые считают, что с масштабными проектами у режиссера теперь такие же по величине проблемы.
"Я думаю у Триера будут большие проблемы в США. Скорее всего, ему объявят бойкот. С другой стороны, он привлек к себе внимание прессы. Ключевой вопрос на сегодняшний день, разрешат ли фильм Триера к показу в США. Думаю, что да. И думаю, что это вызовет там волну протестов. И такой ажиотаж, скорее, фильму на пользу. Хотя это и циничный способ добиться популярности", – рассуждает Джей Вайсбург из журнала Variety.
Скандал уже не замять – не исключено, что так просто режиссер не отделается. Такие же неприятности недавно были у Чарли Шина и Джона Гальяно – британский модельер, уволенный модным домом "Диор" за антисемитские высказывания сейчас ожидает решения суда – он начнется в июне.