Павел Астахов об усыновлении: важно, что ужесточен контроль за кандидатами

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов в интервью Вестям.Ru заявил о том, что соглашение между Россией и США об усыновлении - это новая правовая реальность. Детский омбудсмен полагает, что наступят времена, когда и россияне будут усыновлять детей из США.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов в интервью Вестям.Ru заявил о том, что соглашение между Россией и США об усыновлении - это новая правовая реальность. Причем, с историческими перспективами. Детский омбудсмен полагает, что наступят времена, когда и россияне будут усыновлять детей из США, а не только американцы - российских ребятишек.

Сейчас в США усыновлены, по самым скромным подсчетам, 60 тысяч российских детей. Павел Астахов напоминает, что за 18 лет, в течение которых идет усыновление американцами российских детей, ни одного правового документа в этой сфере не было. "Вообще американцы отличаются тем, что они не любят заключать подобные двусторонние соглашения, - говорит Астахов. - В том, что такое соглашение все-таки появилось, сыграло роль стечение обстоятельств: наша настойчивость; понимание администрацией Обамы необходимости подобного соглашения; желание брать наших детей, а с нашей стороны - стремление обеспечить их благополучие в Америке".

По словам Астахова, активная работа над документом началась после вопиющего случая с Артемом Савельевым, которого приемная "мать" посадила на самолет и отправила обратно в Россию "за ненадобностью". Павел Астахов лично контролировал все, что происходило с мальчиком после того, как он оказался в отделении милиции. "Мы оставили его в Москве, сейчас Артем живет в отличном патронатном центре и, надеюсь, вскоре попадет в хорошую семью", - говорит омбудсмен.

"Соглашение было необходимо, прежде всего, для того, чтобы создать юридическую базу. Не для того, чтобы наших детей вывозили отсюда самолетами и автобусами, а для того, чтобы этот процесс был законный, легальный, обоснованный, прозрачный и контролируемый, - говорит Павел Астахов. - И именно об этом вчера говорили и министр Лавров, и госсекретарь США Клинтон".

Уполномоченный по правам ребенка обращает особое внимание на то, что это - взаимное соглашение о сотрудничестве в сфере усыновления, а не только об усыновлении российских детей американскими семьями (как это сейчас называют в СМИ). "Это неправильно! Мы можем точно также усыновлять американских детей по этому соглашению. И я не исключаю, что придет такой момент, когда мы будем брать больше их детей, чем они - наших. Поэтому соглашение имеет историческую перспективу", - считает Астахов.

Но самое главное, по его словам, состоит в том, что ужесточен контроль за кандидатами, за деятельностью агентств, отменяются независимые усыновления. Именно они создавали самые большие проблемы - прежде всего, из-за того, что никто даже не сообщал об усыновленных детях из России.

"Кроме того, соглашение - это возможность контролировать благополучие, воспитание ребенка в приемной семье; возможность вернуть его на родину (такой пункт есть в договоре). Это также возможность пост усыновительного контроля и отмены усыновления, - поясняет Астахов. - То есть стороны теперь обязаны сообщать об отмене усыновления. Раньше этого вообще не было, и мы не знали о судьбе детей, усыновление которых было отменено".

В этой связи омбудсмен вспоминает случай с девушкой Ксенией - ее первое усыновление было отменено, и если бы общественность не узнала о том, что ее насилует приемный отец, то этот факт так и не всплыл бы на поверхность.

"Еще один важный момент: договор имеет обратную силу и действует в отношении всех усыновлений, которые были ранее, до настоящего момента. Поэтому мы так и добивались этого соглашения - чтобы иметь возможность отследить судьбу российских детей, усыновленных ранее".

Отвечая на вопрос Вестей.Ru о пункте, который предусматривает психологическое тестирование кандидатов в приемные родители, Астахов отмечает: "Перечень требований к кандидату не раскрывается на уровне межправительственного соглашения". То есть договором эти требования только устанавливаются, но конкретно заниматься этим будут уполномоченные органы.

"С американской стороны в каждом штате есть своя служба опеки и защиты детей, которая подбирает кандидатов, требует от них необходимые документы о психической и психологической устойчивости. Раньше мы даже не могли потребовать предъявить доказательства достоверности таких документов, сейчас же агентства несут за них ответственность", - поясняет Астахов.

По его словам, проводить тестирования будут в США, но при необходимости (наличии сомнений) это можно будет сделать и в России. "У нас есть все необходимые условия для этого, и соглашение дает такую возможность", - заключает уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ.

Сегодня пришло сообщение о том, что министр иностранных дел РФ Cергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон подписали соглашение о взаимном усыновлении детей. Оно призвано защитить интересы приемных малышей, которые, попав в американские семьи, довольно часто становятся жертвами домашнего насилия.