Недалеко от аэропорта Петрозаводска потерпел катастрофу пассажирский Ту-134 авиакомпании "РусЭйр". Сначала приходили сообщения о жесткой посадке. Но потом выяснилось, что самолет упал на шоссе и загорелся. На борту находились 52 человека – 43 пассажира и 9 членов экипажа. Выжили только восемь.
Самолет Ту-134, летевший из Москвы в Петрозаводск, не дотянул до точки назначения километр. Лайнер российской компании "РусЭйр" совершал регулярный ночной рейс из столицы в Петрозаводск. Он пролетел весь маршрут и уже на подлете в процессе приземления потерпел крушение.
Что на самом деле произошло с освещением? Действительно ли пилоты садились на трассу вместо посадочной полосы? И при чем тут смена борта? Накануне вылета якобы сменили лайнер, и рейс передали другой авиакомпании. На все эти вопросы предстоит ответить специальной комиссии и следователям.
На борту было 52 человека – 43 пассажира и 9 членов экипажа. Выжили восемь человек, в том числе одна стюардесса.
Самолёт упал примерно в 200 метрах от жилых домов. Местные жители слышали и видели, как Ту-134 сначала переломился, а потом загорелся. Именно они первыми пришли на помощь людям, стали вытаскивать их из-под обломков. И именно они теперь – главные свидетели катастрофы.
Катастрофа произошла в ночь на вторник. Экипаж лайнера на подлете к аэродрому Бесовец решил совершить жесткую посадку на шоссе Петрозаводск-Суоярви. Это пока лишь догадки. Причина, по которой командир судна принял это решение, пока не установлена.
Посадка проходила в сложных погодных условиях. Температура воздуха ночью была около 15 градусов тепла. Показатели видимости не сообщаются, но был сильный туман. Есть данные, что лайнер задел линию электропередачи, поэтому садился в полной темноте. Машина рухнула на 16-й километр дороги, шасси подломились, и дальше самолет ехал на фюзеляже. Это подтверждают очевидцы. Фрагменты лайнера нашли в радиусе двух километров от взлетно-посадочной полосы аэропорта. От удара Ту-134 загорелся. Затем на борту произошел взрыв.
На место оперативно прибыли пожарные и спасатели, но открытый огонь им удалось ликвидировать только через час. Живыми из-под обломков самолета извлекли восемь человек.
"Причины преждевременного снижения будут выясняться Международным авиационным комитетом", – заявил Валерий Окулов, заместитель министра транспорта.
"Самолет не разрушался задолго в воздухе, первые разрушения произошли после столкновения с деревьями", – сказал глава Росавиации Александр Нерадько.
Самолет
Потерпевший крушение Ту-134 считается относительно преклонного возраста. Его выпустили в 1980 году, по авиационным меркам это "середнячок". Кроме того, авиакомпания уверяет, что лайнер перед вылетом был исправлен.
Последняя крупная катастрофа с Ту-134 произошла четыре года назад. Лайнер рухнул и развалился на куски под Самарой из-за ошибки экипажа. Всего за почти полвека эксплуатации история знает более 70 аварий Ту-134. Сейчас в мире летает около сотни таких лайнеров. Парк стареет, самолеты постепенно заменяют на более современные.
Версии
Среди версий катастрофы фигурирует совсем мистическая – отключение электроэнергии на взлетно-посадочной полосе, которое, якобы, пропало на роковые пять секунд. И этого хватило экипажу, чтобы потеряться. Остается только понять, по какой причине перестало работать светосильное оборудование. То ли это были проблемы аэропорта, то ли из-за ошибки пилотирования самолет задел линию электропередачи, оборвал ее и обесточил посадочную полосу. Впрочем, эту версию не подтверждают власти Карелии, заявляя, что в зоне авиакатастрофы просто нет ЛЭП.
Между тем всё больше свидетельств – в пользу вины пилотов. Диспетчер, который вел Ту-134 с земли, утверждает, что до последнего убеждал экипаж уйти на второй круг. Но командир решил сажать самолет вручную. Следственный комитет рассматривает три основные версии аварии.
"Следствие рассматривает несколько версий авиакатастрофы: человеческий фактор, то есть ошибку пилота или наземных служб аэропорта, сложные метеоусловия, а также технические неисправности воздушного судна или оборудования аэропорта и другие", – сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
Погибшие
Для опознания большинства жертв авиакатастрофы потребуется экспертиза ДНК. При этом, как сообщили в республиканской администрации, процедуру можно провести лишь для 11 погибших.
В списке – известный футбольный арбитр премьер-лиги Владимир Петтай. Он в этом самолете оказался почти случайно. В Петрозаводск из Москвы должен был ехать на поезде, но опоздал и в последний момент купил авиабилет. Арбитр из Петрозаводска должен был работать на матче 16-го тура "Спартак" – "Ростов". У Владимира Петтая остались двое маленьких детей.
Также в числе погибших – представители трех атомных компаний. В "Росатоме" подтвердили гибель пятерых сотрудников ОКБ "Гидропресс". В самолете был директор этой компании Сергей Рыжов.
В результате авиакатастрофы погибли семеро детей. На борту были и иностранцы – граждане Швеции, Нидерландов, США и Украины. Все они значатся в списке погибших.
Выжившие
Большинство выживших спецбортом из Петрозаводска доставят в Москву. Четыре человека – в Институт хирургии имени Вишневского. Еще двое – в Национальный центр имени Пирогова и Центральный институт травматологии и ортопедии. Один пострадавший – 10-летний мальчик – остается в больнице Петрозаводска. Консилиум врачей принял решение его не транспортировать – состояние крайне тяжелое.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту аварии. Черные ящики обнаружены. В самое ближайшее время специалисты займутся их расшифровкой. Кроме того, изучаются записи переговоров наземных служб с экипажем, запрошены метеоданные. В авиакомпании "РусЭйр", которой принадлежал лайнер, началась прокурорская проверка.
Правительство Карелии объявило трехдневный траур по погибшим.