В Следственном комитете сообщили о задержании Светланы Инякиной – директора компании-арендатора теплохода "Булгария", которая выпустила его в рейс без лицензии, и Якова Ивашова – эксперта Российского речного союза. Это он признал удовлетворительным состояние судна, построенного в 1955 году. Срок эксплуатации таких теплоходов – 25 лет, то есть он вышел ещё в 1980 году. При условии ремонта, суда данной серии могут использоваться дольше, но сейчас почти невозможно найти для них детали. Так комфортабельная "Украина", на которой ходили по Волге интуристы, превратилось в "Булгарию" с креном на один борт и неработающим двигателем.
В Камском речном пароходстве второй день идёт выемка документов: техпаспорт судна, документация по последнему плановому ремонту, заключение годности теплохода для перевозки людей. Подписано оно было весной, сразу, как только "Булгария" вышла из доков судоремонтного цеха в Перми. Теплоход здесь действительно готовили к навигации.
"Техническое состояние нормальное было. Это не грузовой флот, а пассажирский – здесь за ним следят. Ответственность очень большая. Экипаж ответственно подходит", – заверяет директор судоремонтного завода в Перми Виктор Шуткин.
Вот только, по признанию механиков, ремонтом назвать это было трудно. Всю зиму "Булгария" простояла в затоне. Работы начались только в мае, на всё про всё заказчик, арендатор теплохода, дал несколько дней, экономил каждый рубль. При том, что большинство деталей двигателя, один из них в момент крушения действительно не работал, не менялись с момента постройки теплохода – в этом году ему исполнилось бы 56 лет.
"Из Северного речного порта столицы иностранные туристы начали путешествие по великой русской реке. "Украина" – один из многих дизель-электроходов, курсирующих между Москвой и Ростовом", – гласят кадры кинохроники.
На уникальных кадрах хроники 1956 года "Украина", так всегда называлась "Булгария", до тех пор, пока не попала в руки к последнему арендатору, отправляется в свой едва ли не первый круиз. Для того времени это было действительно одно из лучших круизных судов.
"На судне пассажирам предоставлены все удобства, уютные каюты на одного или двух человек", – рассказывает о судне советский рекламный ролик.
А вот – машинное отделение. То самое, где спустя полвека, по некоторым данным, могли возникнуть технические проблемы. Следствие не отбрасывает ни одну из версий причин, которые могли привести к самой страшной в истории современного российского речного флота трагедии.
Хотя некоторые причины эксперты-речники считают маловероятными. Например, крен в четыре градуса, который мог возникнуть из-за того, что была нарушена центровка. Или перегруз – сам по себе он тоже был некритичен. Однако все вместе эти факторы, как элементы пазла, сложились в страшную картину. Но в акте последнего техосмотра от 15 июня, то есть выданного всего за три недели до катастрофы, указано: судно к плаванию годно. Старший эксперт "Российского речного регистра", следователи уже назвали его имя, Яков Ивашов – это он подписывал документ, сегодня задержан. Как и руководительница компании-арендатора "Булгарии".
"В отношении генерального директора компании "АргоРечТур" Светиланы Инякиной, а также старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 238 уголовного кодекса Российской Федерации – оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности и повлекшим смерть двух и более лиц. Санкции этой статьи предусматривают до 10 лет лишения свободы", – заявил руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета России Владимир Маркин.
По Кодексу внутреннего водного транспорта, ответственность за техническое состояние корабля несёт судовладелец, которым, опять же в соответствии с кодексом, является конечный арендатор судна. Это и есть "АргоРечТур" – казанская фирма, зарегистрированная лишь в прошлом году с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Юридический адрес – просто квартира на улице Белинского. Директор – Светлана Инякина. Сейчас она продолжает отвечать на вопросы следователей. В том числе и на такой: почему у фирмы не было лицензии на пассажирские перевозки?
Спасатели-водолазы, работающие на месте трагедии, говорят, что иллюминаторы в каютах были задраены. Чтобы спастись, пассажиры их даже пытались разбить. Хотя с самого начала утверждалось, что именно открытые форточки при резком повороте и сильной волне могли спровоцировать затопление. Ответ, что же на самом деле произошло, даст только следствие. На это уйдёт не один месяц.
О возможных причинах трагедии – глава "Русской Пароходной Компании на паях" Андрей Басов.