В Ярославле открылся третий Мировой политический форум. В этом году в дискуссиях участвуют представители более 30 государств. В их числе главы правительств Испании, Франции и Италии, президент Южной Кореи. А также российские политики, бизнесмены и эксперты. Главные темы обсуждений – как преодолеть социальное неравенство в обществе и решить проблемы межнациональных отношений.
В кулуарах форума активно интересовались родированным серебром – оно дороже обычного, но с таким покрытием не тускнеет и не окисляется. Но главное, в условиях, когда в мире обесценивается все, от акций до барреля, драгоценные металлы только дорожают. Эксперты, а среди них и нобелевский лауреат по экономике Пол Груман, все громче говорят о грядущей второй волне кризиса.
"Новая волна кризиса – это вопрос нескольких недель или даже дней. Еврозона в стрессе. Неустойчивое положение небольших стран, таких как Ирландия, высокий уровень безработицы. И мы не знаем во что выльется очередной кризис – это могут быть как политические последствия, так и социальные потрясения", – подчеркнул лауреат Нобелевской премии в области экономики (2008 года), профессор Принстонского университета Пол Кругман.
При том, что кризис образца 2008 года, говорили на секциях, уже привел к тектоническим сдвигам: богатые стали богаче, бедные еще беднее. Ряды малоимущих все чаще пополняет средний класс.
"В США происходит размывание фактически среднего класса – основы политической, экономической социальной системы. В Европе возникают огромные слои новых бедных, это мигранты, в первую очередь. Но и старые коренные жители Европы выпадают из того слоя, который привык жить хорошо", – считает директор Института общественного проектирования, член Общественной палаты России, главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев.
Если в США и Европе увеличивается разрыв между богатыми и бедными, говорят эксперты, то в России – растет пропасть. А значит, экономический рост не приводит к большей справедливости. Лидер КПРФ хоть и не участвовал в работе профильной секции форума, о богатых и бедных активно рассуждал в кулуарах.
"Что касается нас, в ходе кризиса почти 20 миллионов человек попали в полосу нищеты. Возьмите 100 человек и посмотрите их зарплату. Только двое получают более 50 тысяч. А 80 человек получают от 4 тысяч до 17. Отнимите квартплату, коммуналку, и вы поймете, это – полунищенское бедное существование. Абсолютно точно, если дальше расслоение будет нарастать, – социальные взрывы, недовольство возможно в том числе и в нашей стране", – предупреждает председатель ЦК КПРФ и руководитель фракции КПРФ в Госдуме Геннадий Зюганов.
"Справедливость между богатыми и бедными невозможна! И не надо к ней стремиться!" – призывал в это время с подиума форума Владимир Жириновский.
Заключительная мысль в докладе лидера ЛДПР заметно оживила дискуссию. Чуть позже в интервью Жириновский пояснил: стремление бедных стать богаче – один из двигателей прогресса, но с расслоением такого масштаба (как в России) надо что-то делать.
"Давайте уберем сверхдоходы через налоги, не отбирая, без революций, но огромную часть сверхдоходов бросим на социальные расходы. Рецепт один – увеличить налоги. Чем больше богатств – тем больше налоги. До 90 процентов! Ты хочешь миллион заработать – 900 тысяч в госбанк сдашь. Давайте введем ограничение: 2 дома по 500 метров, никаких дворцов, никаких яхт, деньги – все в России. Это все будут ограничения, нормальные, в рамках закона", – оправдывался позже зампредседатель Госдумы и руководитель ЛДПР Владимир Жириновский.
За большими благами все чаще едут в большие города. Мировая тенденция. Но Москва в нынешнем виде – исчерпанные возможности. Сергей Собянин представлял на форуме планы укрупнения и развития столицы, которые, по словам мэра, поставят Москву в один ряд с мировыми мегаполисами. Речь о новом качестве, когда горожане не живут в пробках, а просто – живут.
"Речь идет о том, чтобы город Москва стал конкурентным городом мирового уровня по отношению к самым главным мегаполисам мира. Эта территория позволит создать новый экономический, административный центр Москвы, новый центр получения прибыли, доходов и развития всего мегаполиса", – отчитывался о планах расширения Москвы мэр российской столицы Сергей Собянин.
О другой столице – Берлине – на форуме вспоминали в контексте того, что канцлер Меркель вопреки обещаниям в Ярославль не приедет. Решение вынужденное: ФРГ на грани политического кризиса. Ее Христианско-демократический союз (ХДС) теряет голоса, тонущая Греция тянет за собой всю еврозону. И, несмотря на то, что вице-канцлер ФРГ вьетнамец, а следующим министром иностранных дел может стать турок, немецкая политика мультикультурности, по признанию самой же Маркель, потерпела крах. Такого же невысокого мнения о миграционной политике своих стран лидер Франции Николя Саркози и премьер Британии Дэвид Кэмерон.
"Должны ли эмигранты интегрироваться или должны иметь право на автономный статус? Очевидно, что делать нужно и то, и другое. Они должны перенимать какие-то принятые аспекты жизни, потому что иначе невозможно сохранять сложившийся порядок", – отметил на форуме макросоциолог, профессор Йельского университета Иммануил Валлерстайн.
Нужна не депортация, это, сошлись во мнениях, все равно бесполезно, а интеграция, причем усиленная. И Берлин, и Париж, и Лондон едва ли не впервые формулируют требования к мигрантам. Например, хотя бы учить язык.
"Мы много говорили в XX веке о правах меньшинств. Я чувствую, что XXI век будет веком большинств", – подчеркнул директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая и Центра социальной антропологии РГГУ, академик РАН Валерий Тишков.
Но каким будет это большинство?
"Если европейцы не рожают людей, то что делать? Если на планете вместо 6 миллиардов будет 9 миллиардов? Где они будут жить? Не все смогут жить в Африке, там ресурсы кончаются. Конечно, миллионы будут двигаться на север", – проводит анализ ситуации в мире директор Центра имени Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике Александр Рар.
Смириться, но при этом не бездействовать, пожалуй, один из главных выводов сегодняшних дискуссий.
Любой международный форум, и ярославский не исключение, – образец мультикультурности. Делегаты из десятков стран ведут цивилизованную дискуссию. Но как сделать межнациональное общение на улице, в магазине, на лестничной клетке хотя бы немного похожим на такой диалог – универсального ответа пока не может найти никто.