Тема:

Дакар-2010 14 лет назад

Дакар. Многодневный ралли-рейд

Выступающий на КамАЗе российский экипаж Владимира Чагина, лидирующий в ралли-рейде "Дакар-2010", стал недосягаем для соперников
Автомобильный марафон "Дакар" – ежегодное ралли, которое было основано французом Тьерри Сабином. Проводится с перерывами с 1978 года. В последние годы "Дакар" переехал в Южную Америку. В категории "грузовики" гонку восемь раз выигрывала российская команда "КамАЗ-Мастер".

Автомобильный марафон "Дакар" – ежегодное трансконтинентальное ралли, которое было основано французом Тьерри Сабином. Проводится с перерывами, начиная с 1978 года. Длительное время гонка проходила по пустынным районам Африки и называлась ралли "Париж – Дакар", с финишем на берегах Розового озера в столице Сенегала.

Однако в последние годы, когда в Африке участились случаи атак на участников соревнований со стороны разного рода повстанческих и террористических организаций, "Дакар" переехал в Южную Америку и проходит по дорогам Аргентины и Чили. В категории "грузовики" гонку восемь раз выигрывала российская команда "КамАЗ-Мастер".

В ралли-марафоне принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители (их число достигает четырех пятых всех участников). В отличие от классического ралли, где чемпионат мира состоит из множества этапов в разных странах, и чемпион выявляется по сумме очков, на "Дакаре" соревнования проходят, как правило, в начале календарного года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Побеждает тот, кто просто опередит соперников по времени на дистанции от старта до финиша.

Традиционно на "Дакаре", помимо общего зачета среди раллийных автомобилей, есть еще зачеты среди мотоциклистов, квадроциклов и грузовиков, и в каждом выявляется победитель ралли-рейда. Сезон 2010 года стартовал 1 января в Буэнос-Айресе, этапы проходят в Аргентине и Чили, финиширует ралли в Буэнос-Айресе 17 января. Уже второй раз подряд ралли пройдет в Южной Америке после отмены сезона в 2008 году.

Первая гонка на рубеже 1979 и 1980 годов прошла между Парижем и Дакаром. Затем много гонок состоялось между этими начальным и конечным пунктами, но с разными промежуточными (Алжир, Тунис, ливийский Триполи, испанская Гранада). В 1992 году гонщики ехали из столицы Франции в Кейптаун (ЮАР). В 1995 и 1999 годах – из Гранады в Дакар, в 1997 году гонка была закольцована в Дакаре, пройдя через нигерийский Агадез, в 2000 году ралли началось в столице Сенегала, а финишировало – в Каире (Египет), наконец, в 2003 году путь пролегал по маршруту Марсель (Франция) - Шарм-эль-Шейх (Египет).

Когда в 2004 году "Дакар" прошел почти по классическому маршруту между французским Клермон-Ферраном и столицей Сенегала, казалось, что у ралли вновь начались золотые времена. Но после двух гонок Барселона – Дакар и Лиссабон – Дакар, в 2008 году гонка между столицами Португалии и Сенегала была отменена из-за угроз терактов.

На отдельных участников ралли повстанцы из разных этнических групп африканских стран нападали и раньше, но в тот год угроза массовых терактов на "Дакаре" заставила его организаторов отказаться от идеи гоняться в пустынях Черного континента и перебраться на более безопасный. В результате "Дакар-2009" прошел по маршруту Буэнос-Айрес (Аргентина) – Вальпараисо (Чили), а в этом году имеет старт и финиш в столице Аргентины, а крайней точкой на маршруте чилийский городок Антофагаста.

"Дакар" традиционно считается вершиной многодневных внедорожных гонок, которых в мире проводится не более десятка. Само участие в нем долгие годы считалось у пилотов особой доблестью, поскольку трудности прохождения маршрута по пустыням и саваннам несравнимы ни с каким другим бездорожьем. И, безусловно, в особой чести у поклонников автоспорта победители "Дакара".

В общем личном зачете гонку выигрывали 19 пилотов, из них только шестеро – более одного раза. Финн Ара Ватанен побеждал на "Дакаре" четырежды, французы Пьер Лартиг, Рене Метж и Стефан Петерансель – по три раза, их соотечественник Жан-Луи Шлессер и японец Хироси Мацуока – по два раза.

В зачете мотоциклов гонку выигрывали 11 гонщиков. При этом Петерансель к своим трем главным титулам добавил шесть побед на двухколесной машине, француз Сирил Неве побеждал пять раз, итальянец Эдди Ориоли – четырежды.

В зачете грузовиков больше всех титулов (восемь) имеют пилоты российской команды "КамАЗ-Мастер". При этом Виктор Чагин побеждал на "Дакаре" пять раз, Фирдаус Кабиров – два, а Виктор Московских – один. Но в личном зачете гонку больше них выигрывал чех Карел Лопрайс на "Татре" – 6 титулов. Всего в самой тяжелой весовой категории "Дакар" побеждали 16 спортсменов на автомобилях марок "Мерседес", МАН, "Перлини", ДАФ, "Хино".

Но в последние годы в ралли царствует "КамАЗ". После первого успеха россиянина Московских в 1996 году нам пришлось ждать долгие четыре года, когда первую свою победу одержал на "Дакаре" Чагин. После этого только Лопрайс (в 2001 году) и голландец Ханс Стейси (в 2007 году) сумели взять первенство в категории "грузовики". В прошлом сезоне свой второй титул завоевал Кабиров. Гонку 2009 года в общем зачете выиграл южноафриканец Жинель де Виллерс на "Фольксвагене", а в зачете мотоциклов первенствовал испанец Марк Кома на КТМ.