Ситуация в Подмосковье остается сложной. Несмотря на то, что большое число очагов уже удалось затушить, в субботу утром жители юго-восточных районов снова ощутили запах гари.
Соколья грива – один из самых сложных участков Шатурского района Подмосковья. Тяжелее ситуация только в населённом пункте Шатурторф, где огонь подбирается к жилью. А здесь сотни и тысячи поваленных деревьев, потому что корни их выгорают вместе с прослойкой торфа, и самое опасное – угодить в так называемые прогары – провалиться под землю и получить множественные ожоги.
И, конечно, появляться здесь в обычной гражданской одежде не стоит. Специальные сапоги – спасение от высокой температуры тлеющего торфяника, но и в них через 15 минут начинает припекать пятки.
"Прогары опасны тем, что глубина прогара неизвестна. Она может достигать и метра, и двух, и больше, и температура в этих прогарах очень большая – до тысячи градусов. Опасность в том, что если попадёшь в него, то даже можно погибнуть, если попадёшь полностью", – рассказал начальник 996-го спасательного центра МЧС России (Кураково, Тульская область) Сергей Завацкий.
Площадь этого лесного пожара – два с половиной гектара. За день у бушующей стихии удаётся отвоевать, примерно, 500 квадратных метров.
- На этом участке мы отсекаем его от леса, чтобы он вглубь не пошёл, а остальные очаги мы просто пытаемся затушить.
- Опасно здесь находиться?
- Да, опасно, температура большая, очаги есть, куда можно провалиться, ну и деревья падают. Чем лучше зальём, тем меньше возвращаться!
Одна за другой падают сосны и берёзы – это видно за спиной у полковника Завацкого во время интервью. Его самого недавно спасла лишь каска. Поэтому пожарные всегда работают в паре.
"Спали 2-3-4 часа. То, что работали и днём и ночью, да, это было такое, но, ещё раз говорю, личный состав не падает духом, рвётся в бой ежедневно. На кухне никого не оставишь", – сказал Сергей Завацкий.
Некоторые спасатели рассказывают, как видели "бегающие деревья". Глазам своим не поверили. Потом поняли – просто порыв ветра подхватил падающее дерево и переместил на несколько метров почти в вертикальном положении. Будто дерево бросилось прочь от огня.
"Солдаты работают по 12 часов. Ещё бывают такие моменты, когда угроза населённым пунктам, они, не щадя себя, выезжают на охрану населённых пунктов", – сообщил старший помощник начальника дежурной смены ЦУКС МЧС по Московской области Александр Баулин.
В эти дни пожарным и самим себе помогают местные жители – добровольцы из Шатуры.
"Проливаем кромку, после этого переходим на распыленный режим и как следует проливаем, чтобы огонь дальше не шёл, не переходил на соседние участки. Объём 25 литров, и всё зависит от того, как долго ей брызгать. Как видите, этот огонь нам удалось потушить", – сказал доброволец Руслан Гладких.
Задача волонтёров – не пропустить огонь через шурф. Это специальная просека, которую делают в лесу бульдозером, отсекая горящую часть леса.
Ещё одно новшество – автоцистерна с лестницей. Обычно её используют в городе. Здесь впервые применили на лесном пожаре.
"Очень удобна тем, что у неё лестница, на которой установлен лафет, и когда очень тяжело ходить с рукавами, а с рукавом ходить по лесу тяжело, есть возможность установить автомобиль – выдвигаем лестницу и тушим. Эффективность в зависимости от давления – 20-30 метров", – рассказал оператор АЦЛ 996 спасательного центра МЧС России Александр Сафронов.
Проливать торф водой приходится снова и снова. Здесь, казалось бы, ещё вчера отвоевали у огня несколько сотен квадратных метров, а сегодня то тут, то там возникают новые очаги открытого пламени, который с огромной скоростью пожирает сухую листву.
Палаточный лагерь – это маленькая цивилизация внутри хаоса, бушующего вокруг. Возвести его целая наука, но навыка тульским спасателям не занимать.
"Лагерь был развёрнут в ночных условиях в течение 5-ти часов. В палатках проживает 24 человека. У нас есть в палаточном лагере палатка досуга – телевизор, шашки, шахматы", – говорит, начальник штаба 996-го спасательного центра МЧС России Владимир Краснов.
- Какие планы на вечер? Какой отдых предусмотрен? Чем вообще можно заняться перед сном? Или сил уже нет?
- Силы есть, но немного.
- На домино хватит?
- На домино хватит! В футбол играем, программу "Вести" смотрим.
Тут же душевая, баня и тут же парикмахерская. Солдаты стригутся коротко, очень коротко.
- В основном налысо.
- Это самое распространённое?
- Так точно!
Командиру отделения Александру Пантелееву повезло – уезжает на собственную свадьбу. С передовой прямо на праздничное застолье.
- Уезжать неохота!
- Почему?
- Ну, как тут люди без меня?
- А невеста услышит, что скажет?
- Поймёт.
Утро начинается обычно. Умыться, побриться и в столовую.
"На завтрак у нас каша гречневая с консервами тушёными, кофе, масло сливочное, яйца и хлеб", – говорит повар 996 спасательного центра МЧС России Павел Вознюк.
Покурить на дорожку и в путь – опять туда же.
- Я предупреждаю, товарищи офицеры, контроль за личным составом! Выполнение работ! Особое обращаю внимание на требования безопасности! Всех записали, Владимир, Борисович?
- Сейчас записываем!
Они вновь идут туда, откуда всех остальных гонит огненный ужас.
Сергей Завадский: "Медленно-медленно, но мы его уменьшаем в объёме и поэтому, сами видите, результат налицо, и от этого есть удовлетворение".
- Последний раз когда видели солнце?
- Две недели назад.
- Что ощущаете, глядя на это небо?
- Что лето и всё-таки ясная погода.
Этот день отличается от многих других тем, что над головой чистое небо – и это уже само по себе счастье.