Понедельник в Москве оказался днем не просто тяжелым, а практически невыносимым. Нет научных данных за всю историю наблюдений о столичной температуре 37 и 4 десятых градуса. И этот рекорд, видимо, будет побит уже в среду. Кроме того, город накрыл едкий дым горящих торфяников. Концентрация вредных примесей в воздухе выросла в разы, и медики настойчиво призывают людей не выходить на открытый воздух. Как сделать нелегкий выбор между домом-жаровней и улицей-коптильней?
Москва проснулась в смоге. Причем настолько густом, что с трудом читались сталинские высотки, время на Курантах приходилось угадывать, и даже обычно сверкающий район Москва-Сити сегодня напоминал призрак. Можно было подумать, что это туман. Если бы не резкий запах гари, который заставлял выглянуть в окно и оглядеться: никто из соседей не горит?
- Дышать нечем. Задыхаемся совершенно! А ночь приходит – не знаешь, что и делать. В комнате даже пол горячий. Негде ни сесть, ни приткнуться!
На самом деле горело Подмосковье: Шатурский и Егорьевский районы. Площадь возгорания – всего 40 гектаров. Но этого вполне хватило, чтобы за ночь дымом затянуло всю Москву.
"Неблагоприятный момент заключается в том, что почти нет ветра: 1-1,5 метра. Ветер юго-восточный или восточный. И вот что выходит – стелется по земле", – объясняет Владимир Степанов, начальник центрального регионального центра МЧС России.
Основные виновники пожаров – торф и жара. От запредельных температур грунтовые воды ушли глубоко под землю. Торфяники высохли, и в них начались химические реакции. Как рассказал нам профессор Московского университета Сергей Трофимов, горючий торф имеет способность саморазогревается. А потом и гореть:
- Начинается возгорание внутренней части торфа. Оно очень опасно еще и тем, что внутри получается пустота. А с поверхности следов возгорания не видно.
Такой – в дыму – столицу видели дважды: В 2002-м и в 1972-м. В 73-м горела Тамбовская область. Так что с горящими торфяниками с переменным успехом борются еще с тех пор.
Самолеты БэЕ-200 МЧС России пытаются в прямом смысле залить торфяники, чтобы перекрыть поступление кислорода. А министр Сергей Шойгу пытается разобраться, кто же так запустил пожар? Следить за торфяниками – обязанность регионов:
- Вы представляете лесхоз?
- Ну да.
- И что, вы считаете, что десять человек – это нормально?
- Это территория, тендер на которую выиграл "Мослес".
- Ну и где представители "Мослеса"?
В любом случае в Подмосковье сейчас задействованы больше 2000 пожарных и 600 единиц техники. И это может затянуться до конца лета. Уже сейчас, как сообщает Росмониторинг, вредных примесей в московском воздухе больше нормы в 6-8 раз!
И вдыхать его просто вредно. Поэтому врачи советуют как можно меньше выходить на улицу. А дом защитить.
"Если находимся дома, окна должны быть завешены марлей. Марля должна быть влажной. То есть периодически ее необходимо спрыскивать, – советует врач-пульмонолог Сергей Авдеев. – Если мы все-таки выходим на улицу, и у нас есть кашель, раздражение, щиплет в гортани, глотке, то рекомендуем носить маску. Обыкновенную маску".
Частицы гари – это раздражители. И хоть как-то нейтрализовать их могут витамины B, C и Е. Поэтому врачи советуют есть как можно больше фруктов и овощей. Изменения погоды ждать не приходится: над нами воцарился блокирующий антициклон. Это он не пускает спасительные дождь и ветер.
"Антициклон стоит над Европейской территорией, – рассказывает Алексей Ляхов генеральный директор Гидрометеобюро г. Москвы и Московской области. – Пока не уходит, он не разряжается. И он блокирует перенос. Отсюда вот у нас жаркая погода".
Кстати, этот понедельник уже вошел в историю как самый жаркий день лета. За всю 130-летнюю историю метеонаблюдений в нашей стране. Станция на ВВЦ зафиксировала температуру 37,2 градуса.
Прогноз синоптиков на ближайшие дни совсем не радует. В среду столбик термометра взлетит до 38 градусов. В четверг – до 39! Зато потом похолодает. До 31 – 32-х. Может быть, тогда и смог над столицей немного развеется.