Глава Минтранса РФ Игорь Левитин доложил премьер-министру Владимиру Путину о предложениях, подготовленных ведомством в связи с катастрофой теплохода "Булгария". Среди этих предложений – введение обязательного требования по наличию системы страхования на внутренних водных путях, уведомительный характер для внеплановых проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, государственного, портового контроля и передача субъектам РФ причальных стенок, которые сейчас управляются Росимуществом.
"Мы проанализировали ситуацию с законодательством и хотели попросить вас поддержать нас в следующих предложениях. Эти предложения в течение этих дней были согласованы с Ассоциацией перевозчиков на внутренних водных путях, с Союзом транспортников", – цитирует Левитина ИТАР-ТАСС.
В частности, отметил министр, Минтрас предложил внести поправки в федеральный закон по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и контроля. "По этому закону проверке могут подвергаться предприятия надзорными органами раз в три года. Если необходимо провести проверку внезапную, необходимо разрешение прокуратуры. Хотели, чтобы по транспортной отрасли здесь были особые меры, чтобы транспортные надзорные органы могли практически в любом порту и аэропорту иметь доступ и постоянно проверять такие технические средства", – пояснил глава Минтранса.
"Давайте уведомительный порядок введем, – предложил премьер-министр. – Сейчас нужно разрешение от прокуратуры. И нужно будет, чтобы этот закон прошел у нас через Государственную Думу в сентябре. Подготовьте и с коллегами согласуйте".
Говоря о введении требования по страхованию, Левитин отметил: "Здесь нам окажет помощь принятие Госдумой закона о страховании перевозок. По нашему мнению, это даст возможность перед решением компанией заниматься перевозками страховать свои транспортные средства с тем, чтобы в случае гибели пассажира была компенсация семьям погибших за счет перевозчика в размере 2 миллиона рублей".
По словам Левитина, сейчас эти расходы берет на себя государство. "Мы считаем, что через страхование можно усилить ответственность перевозчика", – сказал министр.
Путин уточнил: "Логика в чем? В том, что если фирма-перевозчик застрахует на такую приличную сумму свое транспортное средство, то страховая компания должна будет, со своей стороны, контролировать техническое состояние и все, что с этим связано, для того, чтобы не попасть на эти страховые расходы. В этом смысле?"
Левитин подтвердил: "Да, смысл вот в этом – чтобы те функции, которые выполняют перевозчики, были обеспечены в случае, если произойдет трагедия с пассажирами".
"Это не помешает, но этого недостаточно", – считает Путин.
Еще одно предложение Минтранса – введение государственного портового контроля в речных портах. "В морских портах за последние годы мы ввели. Практически все речные порты – частные. Мы считаем, что государственный портовый контроль, который есть в морских портах, себя зарекомендовал, практически все суда, которые обслуживаются в том или ином порту, будут контролироваться таким государственным портовым контролем", – сказал Левитин.
По словам главы Минтранса, для этого не нужны дополнительные средства из федерального бюджета. "Мы сделаем перераспределение внутри отрасли. Считаем, что такие должны быть формы контроля в порту. Они будут проверять судно перед выходом в плавание – соблюдение норм и правил в области
безопасности судоходства", – уточнил он.
Сейчас, по словам Левитина, такая обязанность на частные компании-владельцы порта не возлагается. "Владелец порта заключает договор с судоходной компанией, заниматься только обслуживанием судна, его экипировкой, посадкой пассажиров. Технический контроль сегодня у нас. Но он недостаточен, чтобы обеспечить сплошной контроль всех пассажирских судов. Мы говорим только о пассажирских судах", – подчеркнул он, добавив, что здесь понадобится только изменение в Кодекс внутреннего водного транспорта.
"Еще одним эффективным шагом в усилении контроля может быть передача субъектам РФ причальных стенок, которые управляются Росимуществом через свои территориальные органы. На наш взгляд, через право аренды также можно усилить и безопасность судоходства, и состояние самих причальных стенок", – сказал министр.
Путин уточнил, что даст передача этого имущества на региональный уровень? "Контроль. Он недостаточный. Сегодня это делают территориальные органы Росимущества. Это имущество передается до 49 лет в аренду и соответствующего контроля за его состоянием нет", – сказал он.
"Структуры, которые управляют портом, зарегистрированы в регионе, а так получается, что контролирующая организация – в Москве", – добавил глава Минтранса. Он заверил, что все эти предложения в течение августа ведомство согласует со всеми федеральными органами исполнительной власти. Мы бы просили, чтобы в сентябре-октябре Дума их приняла".
"Согласен", – заметил на это Путин.
10 июля "Булгария", следовавшая по экскурсионному маршруту из Болгар в Казань, затонула всего за несколько минут в трех километрах от берега. На борту теплохода находился 201 человек, 79 из них были спасены.